Системные реформы
02 декабря 2020 г.
Выпрямление синусоиды
24 ОКТЯБРЯ 2014, АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ

Наталья Демина

Страсти, закипевшие вокруг протеста учителей, учеников и их родителей против слияния школы «Интеллектуал» с гимназией 1588 более месяца назад, не утихают. Участники процесса и заинтересованная общественность обсуждают различные административные и финансовые аспекты, спорят о том, что было, а что не было нарушено, «Интеллектуалу» дают советы, сочувствуют, поддерживают, критикуют, посылают проклятия, злорадствуют. Иными словами, как говорил по схожему поводу Король в сказке Шварца: «За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь».

Далеко не последним является вопрос «Зачем?» Зачем все это затеяно? Разумеется, широко обсуждается версия целенаправленного и злонамеренного «удушения» школ для одаренных детей с целью приведения подрастающего электората к общему знаменателю. «Умные нам не надобны, надобны верные». Рискнем предположить, что дело не в этом. Дело в выстроенной за последние годы системе управления; в частности – образованием.

Наталья Демина

К образованию можно подходить двумя принципиально разными способами. Можно рассматривать его как конвейерную систему, задача которой состоит в производстве продукта с некими заданными государством и обществом характеристиками. Этот подход вовсю реализовывался в индустриальную эпоху, на нем основывались и британские частные школы XIX века – «фабрики джентльменов», и российские дореволюционные гимназии, «лепившие» чиновников, и советские школы с «молодым строителем коммунизма» на выходе. Постиндустриальное общество провозгласило иную цель – максимально полное раскрытие личности каждого ученика, т. е. перенесло акцент с государственного интереса на гуманистический принцип. В основе такой модели лежит разнообразие образовательных учреждений, специализаций, учебных курсов, методик преподавания. Только при наличии всего этого можно надеяться, что каждый ребенок найдет свою образовательную «нишу», в которой его индивидуальность, задатки, запросы семьи получат наиболее адекватное выражение.

Наталья Демина

Зададимся вопросом: какое место в той и иной системе играет образовательное чиновничество? Ответ очевиден. При первом варианте его роль велика: оно руководит процессом от первой до последней стадии, ставит задачи, контролирует и корректирует их выполнение. Оно и представитель заказчика, и руководящий штаб, и «госприемка». Это позволяет ему быть многочисленным и разговаривать со школами грозно и высокомерно. А вот при втором варианте, предполагающем тонкую индивидуальную работу, ему остается второстепенная роль «службы тыла», призванной обеспечивать, выражаясь военным языком, «действия боевых подразделений», т. е. школ. А тыл – он и есть тыл, как его ни назови.

Результаты вышеупомянутой тонкой индивидуальной работы самим школам измерить нетрудно: они проявляются в стремлении детей не разбегаться после звонка с последнего урока, в регулярно приходящих в школу выпускниках, в благодарных отзывах родителей, в хорошо заметном учителю личностном росте ученика. Однако арифметически это не выразить. Чиновничеству же как раз нужен именно численный показатель, ибо его уже можно повышать, а это по сути единственное, что они умеют делать. И такими показателями объявлены результаты ЕГЭ с олимпиадами и средняя зарплата по школе.

Наталья Демина

При всей своей кажущейся осмысленности результаты ЕГЭ на самом деле о работе школы сообщают не так уж много. Во-первых, многие дети готовятся к экзамену с репетитором или на вузовских курсах. Во-вторых, очень многое зависит от мотивированности ребенка и его семьи, на которые школа может влиять весьма ограниченно. В-третьих, как особенно отчетливо показали последние два года, эти результаты тоже не в последнюю очередь зависят от установки сверху: ЕГЭ-2013 изобиловал «сливами» материалов, и средние баллы были высоки; ЕГЭ-2014 проведен сравнительно корректно, и результаты заметно снизились. С олимпиадами тоже не все гладко, да и число детей, становящихся победителями и призерами региональных и всероссийского тура (что учитывают рейтинги) достаточно невелико.

Между тем, слияние школ по схеме «сильная+средняя+слабая» позволяют статистику улучшить, ничего не меняя в качестве работы. Число «высокобалльников» ЕГЭ и победителей-призеров олимпиад остается примерно таким же, но распределяются они теперь по втрое меньшему числу школ, процент растет, абсолютные цифры растут, аутсайдеров с нулевыми показателями больше не осталось, начальник окружного управления «крутит дырку» в лацкане пиджака.

Наталья Демина

Еще более наглядно позволяет «повысить показатель» пресловутая средняя зарплата. Слияние школ позволяет интенсифицировать труд учителя. Например, в небольшой школе на 600 человек (два класса в параллели) у химика нагрузка чуть больше ставки, и больше ничего существенного, помимо классного руководства, на него не навесишь. Сливаем три такие школы, увольняем одного химика (уж один из трех-то будет пенсионером, так что можно даже два оклада при увольнении не платить!), и у двух оставшихся – уже по полторы ставки. Рост зарплаты налицо, а то, что любой учитель вам скажет, что от полутора ставок (т. е. 27-и уроков в неделю) начинается халтура даже у добросовестного педагога – так чиновника это мало волнует, ему надо сейчас дать результат, через три-четыре года он уже в другом кресле будет оптимизировать что-нибудь еще… А возрастающая зарплата администрации, в первую очередь директора, еще и повышает ее управляемость, что также немаловажно.

Наталья Демина

Конечно, подобный ресурс будет исчерпан довольно быстро, и рост прекратится. Тогда придумается еще что-нибудь, и преемник нынешнего руководителя регионального управления образования будет столь же напористо проводить в жизнь еще какую-нибудь реформу. Не исключено, что разукрупнение школ. А то мы этого с зимним временем не наблюдали!

Так что не надо конспирологии! «Интеллектуал» призван стать буксиром, который существенно поднимет показатели вполне рядовой гимназии 1588. А то, что школа с уникальной атмосферой, методиками, комплексом внеклассной работы и тщательно подобранным педколлективом перестанет, скорее всего, существовать, с точки зрения чиновника – побочный эффект, не более того.

Благодарим Наталию Демину за предоставленные фотографии.













  • Николай Сванидзе: Ротации странные, к примеру, Ольга Сидорович совсем недолго проработала... Дмитрий Орешкин: Президент борется уже не с угрозами своему полновластию, а с призраками таких угроз.

  • "Коммерсант": Госдума одобрила во вторник во втором чтении поправки к закону «О судебной системе», предусматривающие ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов.

  • storm100: Субъекты федерации лишают последних остатков независимости. Причем всё делается втихаря. В первоначальном законопроекте, внесенном Путиным, этого не было, добавили после первого чтения.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зачем нужны конституционные суды, если обнулили конституцию?
18 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Госдума поддержала упразднение конституционных и уставных судов в регионах. Это произошло 17.11.2020, суды должны быть ликвидированы до 1 января 2023 года. А еще Путин провел весьма знаковую ротацию своего Совета по правам человека, откуда были вычищены люди типа Тамары Морщаковой и введены персонажи с прямо противоположным вектором. Все эти действия проводятся в строгом соответствии с логикой того конституционного, а точнее, государственного переворота, который был совершен 1.07.2020 и получил в народе названия «голосование на пеньках» или «обнуление». Поверхность вертикали власти должна быть гладкой, избавленной от всяких лишних сучков, заусениц и прочих шероховатостей.
Прямая речь
18 НОЯБРЯ 2020
Николай Сванидзе: Ротации странные, к примеру, Ольга Сидорович совсем недолго проработала... Дмитрий Орешкин: Президент борется уже не с угрозами своему полновластию, а с призраками таких угроз.
В СМИ
18 НОЯБРЯ 2020
"Коммерсант": Госдума одобрила во вторник во втором чтении поправки к закону «О судебной системе», предусматривающие ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов.
В блогах
18 НОЯБРЯ 2020
storm100: Субъекты федерации лишают последних остатков независимости. Причем всё делается втихаря. В первоначальном законопроекте, внесенном Путиным, этого не было, добавили после первого чтения.
Закон о пожизненном беззаконии президентов
6 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Имена парламентариев Клишаса и Крашенинникова от частого совместного употребления слились в одно целое, а некоторые свойства продукта их жизнедеятельности превратили эту парочку в классический комедийный дуэт. Пат и Паташон. Тарапунька и Штепсель. Водители Ларионов и Кутько из миниатюры о собрании на ликероводочном заводе Жванецкого. Правда, в отличие от безобидных комических персонажей эстрады продукция Клишаса-Крашенинникова вызывает не только смех — она способна причинить значительный вред и страдания немалому числу людей. Закон Клишаса-Крашенинникова о стремительном, в 24 часа, отбирании детей у родителей грозит разрушить семьи в результате ошибки органов опеки.
Прямая речь
6 НОЯБРЯ 2020
Дмитрий Орешкин: Это называется «словесная интервенция» или «самоуспокоение». Владимир Путин лучше, чем любой гражданин РФ, понимает, что авторитарная вертикальная власти в гробу видела любые законы...
В СМИ
6 НОЯБРЯ 2020
"Коммерсант": Неприкосновенность бывшего президента значительно усилится, а лишить его иммунитета станет гораздо сложнее.
В блогах
6 НОЯБРЯ 2020
Лев Шлосберг: Ни одного диктатора ещё не судили после смены власти по тем законам, которые он писал для себя сам.
Лакейство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа…
13 ФЕВРАЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Во всей этой карнавальной кутерьме с поправками в родную Конституцию просматривается один стержневой сюжет. Как грибы-поганки после дождя на этом болоте вдруг появляются неожиданные предложения, косвенно касающиеся пролонгации властных полномочий Владимира Путина. Не успели мы отпереживаться по поводу изумительной инициативы отныне именовать главу государства «верховным правителем», как на горизонте замаячил сценарий с пожизненным сенаторством. Однако, если проследить развитие этой интриги, легко заметить, что при ее рождении с путинским вечным правлением она никак не монтировалась.
Прямая речь
13 ФЕВРАЛЯ 2020
Леонид Гозман: Можно вспомнить, как пожизненного сенатора Аугусто Пиночета должность совершенно не спасла от судебного преследования... Владимир Владимирович это прекрасно понимает...