Церковь и государство
11 декабря 2018 г.
Деньги церкви
20 АВГУСТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.

Социологи тем временем выдают неутешительные результаты. Так, по данным опроса ВЦИОМ, доля граждан, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века. Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян.

Поклонение маммоне сегодня органично входит в дизайн религиозной ситуации. Но визуальную картинку крайне сложно перевести на язык цифр. Мы даже не можем сказать определенно, какие доходы получает самая большая религиозная организация страны. Это связано с тем, что теневой сектор церковной экономики занимает значительное место. В храмах и других церковных торговых точках нет кассовых аппаратов, не оформляются какие-либо квитанции. Аренда помещений, спонсорские деньги, всевозможные откаты по принципу «я тебе, ты мне» при организации детско-юношеских лагерей, строительстве и реставрации храмов не поддаются учету. Доходы от треб тоже составляет значительный сектор церковной экономики, вывести который из тени не удалось даже в годы хрущевских гонений.

Помнится, в 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на Московский патриархат в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Суд отказал в иске, а юридический отдел РПЦ разъяснил, что никакой коммерческой деятельности и в помине нет, посетители добровольно жертвуют деньги. В обмен, естественно, на милые безделушки и услуги.

Серьезные теневые деньги крутятся вокруг церкви. Особенно если дело касается таможенных пошлин, сделок с землей и недвижимостью, финансовых операций. Традиционные же церковные доходы невелики. Они складываются из тарелочно-кружечного сбора и составляют несколько процентов церковного бюджета. Сопоставим с ними и доход от продажи венчиков, крестиков, иконок.

Главной «коммерческой» статьей «традиционного дохода» являются свечи и записки, во многих храмах он составляет более 60% бюджета.

Прокремлевская газета «Известия» недавно опубликовала любопытную статистику Федеральной налоговой службы. По данным издания, доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2014 году 4,15 млрд рублей. В 2013 — 4, 2 млрд рублей, то есть немножко снизились. Кризис, однако.

Интересно, что в Русской православной церкви не стали комментировать приведенную статистику. Как выяснилось, пресс-служба патриарха не располагает данными о финансовой деятельности Церкви.

В каждой епархии есть «хлебные» приходы, где священники, говоря по-простому, жируют. Кому-то из них удается при этом направить деньги Церкви на социально значимые проекты. Кто-то занимается банальным отмывом. Кто-то пытается сделать пиар.

Трудно читать без улыбки, к слову, как православные активисты Твери недавно устроили бесплатную раздачу майонеза для малоимущих. Любой тверитянин мог прийти с соответствующей справкой и получить несколько пакетиков заправки для салата. Будто мы на машине времени вернулись в «лихие 90-е», когда повсюду в епархиях занимались раздачей гуманитарной помощи (как правило, иностранной, кстати). Конечно, почему бы и не раздать, когда есть такая возможность. Но гораздо важнее консолидировать людей перед лицом реальных вызовов. А с этим-то как раз и проблема.

Ориентация на золотого тельца часто делает клириков глухими к нуждам простых прихожан. Они могут совершать знаковые жесты с той же гумпомощью, но неспособны духовно поддержать нуждающихся. Нет, не превращают богатства их в людей щедрых. Часто наоборот.

Только один пример. При въезде в Тверскую область в селе Завидове стоит замечательный храмовый комплекс. Спонсоры не только восстановили древние храмы, но и помогли о. Валерию Ильину построить шикарный особняк, библиотеку, провести газ, организовать на речке купальню. Только почему-то гоняет от этой купальни о. Валерий детей. И к газовой трубе бесплатно не дал односельчанам подключиться.

И вот какое новшество ввел в богослужение досточтимый отец. Прерывает на полуслове молитву и спрашивает у предстоящих: «Молебен заказывали?». Если заказывали, подходит с Евангелием: на, целуй. Если нет, рукой отодвинет. Оно и понятно — молебен платный. Если не платил, чего стоишь?

Рассматривая эту картину, я поневоле вспомнил «Сказку о попе и о работнике его Балде». Очень уж она актуальна в современной России. Одно непонятно: почему произведение Пушкина еще не внесли в список экстремистской литературы? Впрочем, подобные попытки делались. Не дай Бог какому-нибудь режиссеру поставить спектакль по этой сказке — заклюют. Не потому что плохо, а потому что лодку не надо раскачивать.

Это к вопросу о деньгах церкви…














  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Бога нет? Бог есть? Дополнительная экспертиза покажет // ЕЛЕНА САННИКОВА
Игры эпохи постмодерна // БОРИС КОЛЫМАГИН
Пасхальные зайцы. Коротко в картинках // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Патриарх, права человека и совесть // ЕЛЕНА САННИКОВА
На круги своя // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Весна духовная // БОРИС КОЛЫМАГИН
Курс на сближение // БОРИС КОЛЫМАГИН