Церковь и государство
15 декабря 2018 г.
Протоиерей Чаплин отставлен от руководства обществом

ТАСС

Только о. Всеволод вознамерился сделать из России центр притяжения для всех жаждущих переустройства мира, как Священный синод Русской православной церкви снял его с должности руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Официальные основания — в связи с оптимизацией, два отдела, «по обществу» и «по СМИ», сливаются, поэтому один председатель становится лишним.

Благородно, если учесть, что отставки Чаплина давно требовали не только какие-то никому не известные миряне, но совсем недавно вопрос пытались поднять официально — на общем собрании Минской епархии. Митрополита Минского и Заславского Павла попросили ходатайствовать перед Священным синодом о снятии Чаплина с должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, поскольку «его агрессивные публичные высказывания с призывами к войне, несовместимые с христианским вероучением, воспринимаются как официальная позиция Церкви», дискредитируя «всю церковную Полноту».

Действительно, о. Всеволод буквально ни в чем себе не отказывал: то призывал на наши головы страдания, потому что мы закисли в «беспроблемной, комфортной жизни», договорился до того, что война бы нам не помешала. То предлагал уничтожать террористов, а также организаторов и спонсоров терактов «без всякого суда». То призывал к «священной войне» против клиник, где делают аборты. А совсем недавно посоветовал в семейных отношениях опираться в первую очередь на Домострой. Известное дело, если бабу не бить, какой от нее толк…

Митрополит Павел минскому собранию отказал: и СМИ, дескать, передергивают, вырывая слова из контекста, и у каждого есть право писать патриарху о чем угодно, так что нет нужды обращаться в Синод от имени собрания. Но, очевидно, это стало последней каплей. Наверное, патриарх устал выслушивать от окружения жалобы на Чаплина — ведь, как ни крути, официальный голос церкви в обществе, он действительно то и дело дискредитировал «всю церковную Полноту». И если в Минске публично стали обсуждать этот вопрос, значит, могут и в любом другом месте — стоит ли этого дожидаться? Уж в слишком одиозную фигуру превратился отец Всеволод.

К тому же в последнее время он все чаще нападает на Конституцию: ее принимали без активного участия православных людей, а значит, она нелегитимна. В выпуске видеоблога «Царьград ТВ» Чаплин заявил: «Этот консенсус принимался без нас, значит, его нет, значит, его отменяем». И продолжил: «Все решения, принятые без участия социально активных верующих людей, придется отменить, придется пересмотреть, в том числе и решения, которые касаются основ общественного строя». Ну просто оппозиционер какой-то, того и гляди, выйдет на Болотную.

Власть и сама в последнее время приступила к перекройке Конституции, но то она, власть, а то какой-то Чаплин. Не исключено, что патриарху и с этой стороны намекнули.

И вот пожалуйста! Не успели Чаплина снять с должности, как он тут же превратился в диссидента. Оказывается, у него давние разногласия с патриархом, о. Всеволод считает, что «тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти». Эвона! Не он ли пару лет назад, сразу после трагедии в Крымске, говорил, что в России необходимо «обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой государев человек, чиновник, всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению выше просителей»? Не он ли предлагал наделить правителя правом «действовать так, как не прописано ни в одном законе»? А тут вдруг — «выступать критически»! И решения, мол, в церкви принимаются не коллегиально — неправильно это.

В общем, кажется, запутался отец Всеволод. Долгие годы он был человеком, лично преданным патриарху Кириллу, этаким верным Санчо Пансой. Но некоторые комментаторы настойчиво твердят о борьбе церковных кланов, о близящемся расколе внутри главенствующей конфессии. Не видит ли себя Чаплин лидером одного из этих кланов — первым делом Россия, а там и до переустройства мира недалеко? Не исключено, что мы только в начале закручивающейся интриги.




Фото Зураб Джавахадзе / ТАСС












  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

 

Материалы по теме

В СМИ //
В СМИ //
В блогах //
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Чаплин и демократия // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Тартюф жил, Тартюф жив, Тартюф будет жить! // НИКИТА КРИВОШЕИН
Патриархия занялась партстроительством // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
В РПЦ пугают «большой кровью» // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК