Медиафрения
27 июня 2017 г.
Медиафрения. Лицо России
18 ОКТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

На минувшей неделе Россия нашла свое лицо. Таким лицом стал царь Иван Грозный, памятник которому был установлен в Орле, а второй уже точно в ближайшее время будет воздвигнут в Александрове.

Показателем того, как к Ивану Грозному относились в Российской империи, может служить тот факт, что при сооружении монумента в честь 1000-летия российской государственности в Новгороде на нем были изображены 128 исторических фигур, чья роль в российской истории считается существенной. Ивана Грозного среди них не оказалось, поскольку тогда общественность считала оскорбительным увековечивать память маньяка и садиста, убившего жену, сына и внука, с наслаждением лично пытавшего и вырывавшего сердца у своих жертв.

В программе «Вести недели» от 16.10.16 Дмитрий Киселев, комментируя это событие, задал риторический вопрос: «А вообще — кому тогда памятники ставить?». На меня от этого вопроса дохнуло такой русофобией, что даже страшно стало за известного телеведущего. То есть, по мнению Киселева, в истории России кроме душегубов и не было никого?

ТАСС

В сюжете из Орла немолодая, скромно одетая женщина очень искренне говорит в телекамеру: «Хочу, чтобы помнили его как отца родного!». Ее сменяет писатель Александр Проханов, чей пафос поднимает тему с семейного до державного уровня. «Грозный поднял Россию из праха!» — торжественно провозглашает писатель Проханов. То есть «прах» — это предшественники Грозного, тот же Иван III, прозванный Великим, при котором были собраны вокруг Москвы русские земли, введен символ российской государственности, двуглавый орел, а сам глава государства стал именоваться самодержцем, государем всея Руси, и в дипломатической переписке назывался царем. А «поднять из праха» — это значит обезлюдеть города и села, ввергнуть страну в Смуту и угробить собственную династию…

ТАСС

Трудно представить себе, чтобы сейчас, в XXI веке, в Берлине поставили памятник Гитлеру, в Пномпене — Пол Поту, в Лондоне — Генриху VIII или в Париже — Карлу IX. Вопрос — зачем это делает Россия?

Грабители, чтобы вызвать страх, парализующий сопротивление жертвы, надевают маски из фильмов ужасов: маску Фредди Крюгера или маску маньяка из фильма «Крик 4». Иван Грозный — это наш отечественный Фредди Крюгер, волею судьбы оказавшийся на троне. Цель сегодняшней внешней и внутренней политики России — нагнать жути, напугать весь мир и собственное население. Маска Ивана Грозного для этой цели вполне годится.

Харя торжествующего хама

«Харями» в древней Руси назывались маски, личины. Сегодня это слово звучит настолько грубо и вульгарно, что его редко можно встретить в публичной речи, тем более в СМИ. Но в программе «Поединок» с Владимиром Соловьевым от 13.10.16 на главном государственном телеканале «Россия 1» это слово звучало довольно часто. Ведущий Соловьев и один из участников «Поединка», политолог Сергей Михеев, увлеченно обсуждали, как Россия должна «бить в харю» на международной арене: сразу или сначала поговорить.

Формально темой «Поединка» была объявлена ситуация, в которой Россия оказалась в мире. Но фактически все было представлено как битва между Россией и Украиной. От имени Украины в шоу участвовал политолог Вячеслав Ковтун, лицом России был политолог Сергей Михеев.

Вячеслава Ковтуна постоянно приглашают на все федеральные телеканалы говорить от имени Украины, поскольку довольно сложно найти другого человека, который был бы менее приспособлен к этой роли. Вячеслав Николаевич, человек наверняка замечательных душевных качеств, но как полемист он — полный ноль, поскольку лишен таких свойств, как умение быстро реагировать, ярко и коротко формулировать свои мысли, а также — скажу предельно деликатно — зачастую не блещет эрудицией. О месте Вячеслава Ковтуна в украинской политике можно судить по тому, что Либеральная партия Украины, в списке которой он пытался избраться в Верховную раду, заняла почетное 29 место из 29 партий.

Политологу Сергею Михееву, который обычно в политических телевизионных токовищах выступает в роли актера второго плана, в этот раз была доверена главная роль. И он решил надеть маску оголтелого хама. Впрочем, у него получилось так органично, что, скорее всего, это была не маска.

Буквально с первых минут политолог Михеев принялся плеваться. «Плевать мне на европейские традиции!» — с перекошенным лицом орал политолог Михеев. Иногда, когда слюна кончалась, эту же мысль политолог выражал иначе, например, вот так: «Что касается мнения всего остального мира, нас это не интересует».

Своему оппоненту плюющийся политолог Михеев не давал сказать ни слова, перебивая его, стоило тому открыть рот. Если кто-то из оппонентов все-таки пытался что-то сказать, политолог Михеев тут же орал: «Рот закрой!». Особенно часто это требование плюющийся политолог Михеев адресовал секунданту оппонента, философу Андрею Окаре. Как только философ Окара пытался вставить слово, плюющийся политолог Михеев орал на него: «Закройся, философ, закройся!».

Надо отметить, что в отношении философа Окары эта тактика была единственно верной, поскольку, в отличие от главного поединщика, политолога Ковтуна, его секундант, философ Окара, явно был сильнее своего оппонента. Например, на вопрос Окары, какие же альтернативные ценности путинская Россия несет миру, плюющийся политолог так толком и не ответил. Поэтому вместо разговора по существу Михеев предпочитал обсуждать физиологию оппонентов, предлагал вызвать им санитаров, а когда философ Окара попытался взять микрофон, чтобы что-то сказать, Михеев скомандовал ему: «Иди, уколись!». Философ Окара колоться не стал, но и вопросов больше не задавал.

Чтобы завершить описание этого шоу, надо непременно отметить роль «третейского судьи», которую исполнял сенатор Игорь Морозов. Функции «третейского судьи» он понимал весьма экзотически, поскольку в перерыве между раундами, когда Соловьев подходил к нему спросить его мнение о ходе дебатов, сенатор Морозов всякий раз принимался говорить гадости про Украину. Например, рассказал о том, как какие-то его знакомые устанавливают контакты с представителями интеллигенции в странах СНГ для налаживания культурных связей. И вот у этих знакомых сенатора Морозова везде получается, а в Украине никак. «В Украине не могут найти интеллигенцию?» — радостно воскликнул Соловьев. «Вот именно!» — весело подхватил «третейский судья» Игорь Морозов.

Всякий раз, когда принимаюсь за очередную «Медиафрению», я проверяю себя: не описываю ли я то, что Гегель называл «дурной бесконечностью», то есть движение по кругу, унылые и монотонные повторы одних и тех же сеансов ненависти, содержание которых воспроизводится раз за разом. И всякий раз убеждаюсь, что это не так. Российская информационная машина действительно застыла на месте и воспроизводит одни и те же клише ненависти. Но поскольку мир вокруг меняется, то всякий раз им приходится, сохраняя все те же начетнические клише, применять все новые методы донесения их до публики. В сегодняшней ситуации, когда путинская Россия загнана в угол, главным методом стала устрашающая маска трамвайного хама, которая так приросла к исполнителям, что стала их настоящим лицом.

Политическая камасутра от Владимира Соловьева

«Фиг им!» — интеллигентно ответил Путин на вопрос корреспондента, не собирается ли Россия отменить контрсанкции, введенные против стран Запада. Тут стилистика доминирует над контентом, форма важнее содержания. Поскольку, избрав путь наращивания конфронтации, Путин и его окружение в плане содержательном упираются в потолок войны, за которым становится сначала очень жарко, потом очень холодно, то наращивание агрессии происходит за счет стилистики. Поэтому не исключено, что в следующий раз Путин перейдет на феню, после чего в дальнейшем, чтобы повысить градус, ему останется только материться, лаять и выть.

Если у Путина в деле наращивания уровня вербальной конфронтации еще есть резервы, то Дмитрию Киселеву приходится туго. Поскольку Америку он уже превращал в пепел. В поисках разнообразия жанров Киселев случайно набрел на сатиру. Получается плоско и тяжеловесно.

«Олланд в неудобной позе» — с таким плакатом на заднике студии Киселев приступил к освещению истории, когда Путин собрался в Париж, а Олланд сказал, что сомневается в целесообразности разговора с ним.

После чего Киселев стал обсасывать фразу Олланда про то, что с Путиным он будет говорить только про Сирию. «Олланду нравится произноcить слово “Сирия” сен-су-аль-но», — нараспев пропел последнее слово Киселев, явно щеголяя эрудицией. Мне сразу вспомнилась подруга Эллочки-людоедки Фима Собак, которая слыла культурной девушкой, поскольку в ее словаре было 180 слов, в том числе богатое слово «гомосексуализм».

«И еще слово “Путин” — оно бру-таль-но», — продолжил свои фантазии ведущий и руководитель гостелеканала. После чего показал знаменитую картину Гогена под названием «А ты ревнуешь?» и тут же перебросил мостик к Олланду, мол, эта картина, по его убеждению, символизирует отношения Олланда и Путина. Кто кого и к кому ревнует, Киселев не уточнил. Но ощущение от его сатиры было тягостное.

ТАСС

Тем, кому приходилось находиться в мужских коллективах, длительное время пребывающих без женского общества, знаком этот эффект навязчивых ассоциаций, когда любой факт, любое событие, хоть дождь за окном, хоть «Черный квадрат» Малевича по телевизору, — все рифмуется с одним и тем же и вызывает нездоровое возбуждение. Откуда этот эффект у Киселева, непонятно, но упражняться в сатире ему надо запретить. Пусть уж лучше испепеляет, не так противно.

Вот Соловьев — другое дело, он просто прирожденный клоун. Особенно когда пытается серьезно что-либо анализировать. Свой последний «Воскресный вечер» от 16.10.16 Соловьев назвал «Политической камасутрой», поскольку там много и восторженно говорилось о саммите БРИКС, который проходил в Индии. Ну, вы поняли, раз Индия — значит «Камасутра». Что же еще есть в Индии?

Для того, чтобы понять весь комизм «аналитики от Соловьева», можно, например, сопоставить то, что говорили он и его эксперты по поводу того же БРИКС, с цифрами и фактами. Депутат Никонов постоянно говорит о БРИКС как о факторе «нового мироустройства». Соловьев вторит ему, утверждая, что это «де факто — два военных лагеря», а также «блоковое устройство двухполярного мира».

Комментировать утверждение о том, что БРИКС — это «военный блок», довольно сложно. Тут тот случай, когда глупость не надо высмеивать, достаточно просто процитировать. Что касается экономической интеграции, то здесь надо привести цифры. Торговый оборот Китай-США равен $ 558 млрд, Китай-ЕС — $ 564 млрд, оборот Китай-Россия — $ 64 млрд. Оборот США-Индия равен $ 54 млрд, Россия-Индия — $ 6,3 млрд, а удельный вес России во внешнеторговом обороте Индии меньше процента. Россия не входит в первую тридцатку главных внешнеторговых партнеров Индии. Какая уж тут политическая камасутра, когда две главные страны БРИКСа втянуты в экономики США и Европы на порядок больше, чем они же втянуты в российскую экономику. Тут одного куража мало, тут размер имеет значение.

Бесконечное украинское «Тю-у-у!» от Соловьева

Как только речь заходит об Украине, вид у Соловьева всякий раз делается снисходительным и немного придурковатым, а лицо улыбчивым, как будто ему предстоит принять участие в забавном состязании, вроде бега в мешках или бросания мячика в урну с завязанными глазами.

Все украинские проблемы в студии Соловьева решаются легко. Главное, вытянуть губы трубочной и сказать: тю-у-у! Это, по мнению Соловьева, главное слово в украинском языке, поскольку, когда Соловьев что-то хочет сказать украинцам в студии, он непременно произносит это загадочное слово.

ТАСС

А еще все проблемы Украины, по мнению Соловьева, может решить Шойгу. Но Путин ему почему-то не дает. В «Воскресном вечере» от 16.10.16 обсуждали проблему нацизма в Украине. «Мы можем решить проблему нацизма в Украине, вернув ее в родную гавань», — заверил Соловьев. Вот тут точно повеяло «дурной бесконечностью» от Гегеля. Или каким-то ежедневным сурком. Поскольку не было ни одной передачи, в которой речь шла об Украине, где Соловьев не заявлял бы, что российская армия в любой момент готова аннексировать Украину и ей давно пора дать соответствующий приказ.

Несмотря на то, что в студии в этот момент присутствовали несколько украинских экспертов, отпор Соловьеву дал польский журналист Якуб Корэйба, который сказал: «Вы можете решить все проблемы нацизма в Украине, если выведете оттуда российские войска».

Тогда политолог Корнилов пригрозил Корэйбе, что украинские нацисты непременно пойдут в Польшу.

На что Корэйба заявил, что Россия во всей Европе поддерживает нацистов.

Этого не смог стерпеть Александр Кофман, который обычно называет себя «министром иностранных дел ДНР». «Оголтелые нацисты пойдут сначала на восток, потом на запад», — пригрозил министр ДНР Кофман. И добавил: «Но на востоке им переломят хребет». Я попытался представить, как оголтелые нацисты, которым только что переломили хребет на востоке, после этого вынуждены будут тащиться на запад, чтобы не подвести «министра ДНР» Кофмана, и мне стало их искренне жаль.

Тем более что им и в Украине приходится иногда не сладко. Вот только что пришло сообщение, что контрольно-дисциплинарный комитет Федерации футбола Украины наказал киевское «Динамо» за использование их фанатами нацистской символики. Теперь три сектора их домашнего стадиона будут закрыты.

Можно сравнить, например, с безнаказанно зигующими российскими фанатами. Или с Ириной Родниной, которая в бытность свою депутатом Госдумы разместила на своем аккаунте в социальных сетях коллаж, на котором на фоне банана изображены Обама и его темнокожая жена.

Вернемся к лицу, которое обрела Россия и которое она теперь демонстрирует миру. Усилиями политиков и сотрудников СМИ это лицо в последнее время изменилось до неузнаваемости. Исчезла доверчивая и доброжелательная улыбка, которая начала появляться на рубеже 80-х и 90-х. Исчезла и растерянность середины и конца 90-х. Теперь Россия показывает миру не лицо, а личину, харю, угрожающую и глумливую одновременно. «Все равно не любят, так пусть хоть боятся!» — такова креативная идея смены имиджа. Тупиковость этой идеи обнаружится довольно скоро. И тогда надо будет менять имиджмейкеров. А приросшую к лицу харю-личину, боюсь, просто так снять не удастся, придется отдирать вместе с кожей.




Фото: 1. Россия. Орел. 14 октября 2016. На церемонии открытия памятника Ивану Грозному, установленного возле Богоявленского собора на стрелке слияния рек Оки и Орлика. Александр Рюмин/ТАСС
2. Россия. Орел. 14 октября 2016. Местные жители на церемонии открытия памятника Ивану Грозному, установленного возле Богоявленского собора на стрелке слияния рек Оки и Орлика. Александр Рюмин/ТАСС
3. Россия. Орел. 14 октября 2016. Президент мотоклуба "Ночные волки" Александр Залдостанов (Хирург), политолог Александр Проханов и политолог Сергей Кургинян (слева направо) на церемонии открытия памятника Ивану Грозному, установленного возле Богоявленского собора на стрелке слияния рек Оки и Орлика. Александр Рюмин/ТАСС
4. Россия. Москва. 28 июня 2016. Генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев в телецентре "Останкино". Сергей Фадеичев/ТАСС















  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Запад во мгле
20 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про хорошее. В результате протестной акции 12 июня оппозиции удалось пробить еще одну брешь в броне официоза. Снято табу на упоминание имен оппозиционеров в главных информационно-аналитических программах. До этого лидеры протеста появлялись только в специальных изделиях, изготовленных в мрачных, пропахших кровью подвалах НТВ, в которых эти лидеры изображались либо с гитлеровскими усиками, либо без одежды. И вот теперь в главном путинском официозе, в программе «Вести недели» от 18.06.2017, Дмитрий Киселев, хоть и скривив губы от отвращения, но все же произносит имя Навального, а также цитирует «скандально известного профессора Зубова» и вспоминает сидящего в тюрьме «революционера Удальцова». Навальному удалось навязать свою повестку путинскому официозу. И это хорошая новость.
Медиафрения. Кто в российской журналистике «вон из профессии»?
6 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обещал в начале каждого обзора сообщать о хороших новостях, но в этот раз обещание придется нарушить. Просто потому, что сегодня главная новость в сфере медиа — то, что закрылся журналTheNewTimes. И это очень плохая новость. 10 лет продолжался эксперимент по выживанию качественного журнала в условиях, в принципе не пригодных для существования качественной прессы. Россия стала не местом для качественной прессы не только потому, что здесь цензура, хотя и поэтому тоже. И не только потому, что в России нет нормального рынка рекламы и рекламодатель боится давать рекламу в СМИ, которые критикуют власть. Хотя и поэтому тоже. И не только потому, что фактически исчезли все каналы распространения прессы. Хотя и поэтому тоже.
Медиафрения. Дивизии русской культуры на марше
30 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Минувшая неделя стала для России и ее обитателей торжеством высокой духовности. Тому свидетельство — многотысячная очередь из россиян, выстроившихся с целью припасть губами к стеклу, за которым расположена кость Николая Угодника. А после того, как к кости героически приложился Путин (я написал «героически», поскольку Киселев в «Вестях недели» назвал сюжет с демонстрацией этого подвига президента «силой духа»), в России случились одновременно соборность и симфония власти и РПЦ, к которой был бы рад присоединиться и народ, но его участие в симфонии церкви и государства данный принцип православия не предусматривает. Хотя народ очень даже «за».
Медиафрения. Мощами по дьяволу
23 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В Государственной думе 22.05.2017 начались парламентские слушания «О молодежной политике РФ». Среди выступавших многим было за 70, хотя были и те, кому чуть перевалило за 60. Зюганов подошел к молодежи как к отрасли народного хозяйства и поставил задачу: добиться, чтобы каждая семья давала поголовья не менее трех детей. Ж. узнал, что молодежь мучается от того, что хочет встречаться с депутатами, а руководство вузов препятствует. Сергей Миронов разоблачил «зарубежные фабрики мысли», которые сидят в социальных сетях и искушают. Петр Толстой выяснил, что молодежь «хочет идеи для великой России» и призвал избавить молодежь от культа денег. Очень ярко выступила губернатор Светлана Орлова, которая велела относиться к молодежи как к партнерам. «Вот пятиклассник идет — он партнер. И вы с ним идите», — потребовала от присутствующих губернатор Орлова.
Медиафрения. «35 тысяч одних курьеров…»
16 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Так, надо же сначала про хорошее написать… Вот, нашел! На встрече Владимира Путина с Милошем Земаном, которая произошла в Китае во время форума «Один пояс — один путь», президенты двух стран обменялись мнениями по вопросу информационной политики. Президент Чешской Республики рассказал о своем взгляде на проблемы прессы в современном мире: «Здесь слишком много журналистов, надо бы их ликвидировать». Президент России не вполне согласился с доктриной окончательного решения журналистского вопроса и мягко возразил своему европейскому коллеге, мол, ликвидировать всех не обязательно. «Сократить — можно», — предложил компромиссный вариант Владимир Путин.
Медиафрения. Бесконечная война
9 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вторая мировая закончилась 72 года назад. Для всего человечества, кроме путинской России. На всем пространстве северо-восточной части Евразии война продолжается. Решающее сражение снова 9 мая. За 72 прошедших года война и это решающее сражение сильно изменились. Об этих изменениях можно судить по картинке с Парада Победы, который проходит каждый год на Красной площади. Раньше, совсем еще недавно, у нас была антигитлеровская коалиция, теперь мы переписали историю, и в этой новой войне Россия победила фашизм практически в одиночку.
Медиафрения. Как Навальный сам себе глаз выжег
2 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Накануне майских праздников поступила хорошая новость из Франции. В штабе кандидата в президенты Франции Эммануэля Макрона отказали в аккредитации российским государственным СМИ RT и Sputnik, мотивировав это тем, что это пропагандистские ресурсы, распространяющие ложь. Представитель штаба лидера президентской гонки объяснил причину отказа так: «Мы не считаем RT France и Sputnik, эту двуглавую организацию, ни органом прессы, ни средством массовой информации, а распространителем государственной пропаганды».
Медиафрения. На смену швондерам идут шариковы
25 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость: «Новой газете» удалось не только вытащить историю с массовыми бессудными расправами и секретными тюрьмами в Чечне в публичное пространство, не только заставить руководство Чечни реагировать, но и добиться, чтобы Следственный комитет России начал следственные действия. Да, на журналистов «Новой» обрушился беспрецедентный шквал угроз от людей, которые вполне могут эти угрозы реализовать. Единственная защита журналистов в этой ситуации — гласность, и эту защиту смогла себе обеспечить и редакция «Новой», и коллеги, прежде всего с «Эха Москвы», проявившие солидарность с журналистами «Новой».
Кремлевские СМИ строят «свиньей»
19 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вы будете смеяться, но Кремль готовится к выборам. Идет перегруппировка информационных войск, смотр рядов, а также тщательная их зачистка. Первым делом из информационного поля России решено убрать единственную оставшуюся кочку из числа более-менее заметных. Это медиа холдинг РБК. Михаил Прохоров, конечно, никакой не оппозиционер, но РБК он распустил. То про дочь чью-то пишут. Какие могут быть дочери у холостого человека? Который к тому же давно и успешно женат на России и счастлив в браке. Потом постоянно пишут про какие-то протесты и акции. Какие протесты? Какие акции? А еще называют по имени того, кого называть запрещено.
Медиафрения. Многословное молчание Путина и телевизора
18 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе одновременно замолчали двое: Путин и российское телевидение. То есть эти двое произнесли в совокупности множество слов, но ничего не сказали. Как в театре, когда актеры изображают многоголосый гул толпы, повторяя на разные голоса фразу «О чем говорить, когда говорить не о чем?». Таким же молчанием было многословное говорение на съездах и пленумах КПСС брежневско-черненковского периода. Слова «Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву!», произнесенные голосом Левитана, всегда символизировали доминирование в информационном пространстве. Москва говорит — все слушают. На минувшей неделе говорил Трамп...