В оппозиции
25 июня 2018 г.
Ильдар Дадин, князь Владимир и ветхая Старая площадь
23 НОЯБРЯ 2016, ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ТАСС

Ответ со Старой площади пришел по нынешним временам почти мгновенно. 10 ноября я отправил телеграмму на имя президента В.В. Путина с единственной просьбой — «освободить узника совести Ильдара Дадина». В этих нескольких словах уже заключалось и обоснование требования. Еще в 2015 году Дадина признала узником совести всемирно известная организация Amnesty International. Но что нам западные резоны? Поэтому я сослался и на недавнее событие: открытие 4 ноября в Москве памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Присутствие при этом руководителей государства, выступления президента и патриарха, несомненно, придало происходящему действу смысл символический, отсылающий к нашим нравственным и цивилизационным истокам. Узника совести потому и нужно срочно освободить, чтобы (писал я в телеграмме) «тем самым утвердить жизненность заветов св. князя Владимира, который впервые на Руси соединил закон с милосердием».

Конечно, в конце обращения стояла и подпись отправителя: бывший советский политзаключенный, писатель. Деталь незначительная, но в обратной перспективе последнего столетия призванная еще раз напомнить о трагедии исторического развития России, скатившейся в 1917 году в пропасть насилия.

Ответ помечен 11 ноября 2016 года. Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций Администрации президента РФ И. Куров ссылается на законы и указы, которые «не предусматривают участие Президента Российской Федерации, должностных лиц его Администрации в разрешении по существу поставленных [в обращении] вопросов». В их отношении «предусмотрен иной порядок обжалования». Еще Куров «разъяснял, информировал, дополнительно сообщал» о том, что у нас в стране органы суда, прокуратуры и следствия самостоятельны и независимы, а проверка «обоснованности судебных актов» возможна лишь в порядке апелляционного производства.

Иными словами, прислана типичная отписка, хорошо знакомая по советским чиновничьим каруселям, смысл работы которых в годы застоя блестяще описал Юлий Ким в одной из своих песен: «Пишите нам пишите, а мы прочтем, прочтем».

На моей памяти эпистолярные контакты граждан с госаппаратом прошли три условные стадии. Стадия первая: со второй половины 1960-х по 1987 год на все обращения к власти следовало твердокаменное «нет», «ничего не можем сделать». Вторая: с 1987 по 2000 год изменился характер ответов, приходящих от госчиновников. Даже при отказах было заметно стремление подчеркнуть, что власть в принципе открыта к просителю и просто не имеет возможностей удовлетворить его просьбу. «Инстанции» демонстрировали заинтересованность в уважительных и доброжелательных отношениях с гражданами. Третья: в путинскую эпоху поступательно возрастал бюрократический подход к ответам на обращения людей, фактически слившись по стилю с периодом советским.

Даже в годы военного коммунизма или Большого террора отношение советских властителей к жалобам и требованиям населения колебалось в зависимости от проведения той или иной политической кампании. Находились советские работники в правительственном и судебно-правоохранительном аппарате, которые пытались очеловечить безликую работу государственной машины и помочь людям в их стремлении улучшить свою жизнь. Но, как ни менялась линия партии, в течение последнего столетия гражданин в СССР, а потом в РФ мог общаться с властью лишь как проситель, униженно ожидающий снисхождения и помощи. Если же верхи отказывают в твоей просьбе — значит так тому и быть во веки.

Подобное архаичное отношение чиновничьего аппарата к обществу скорее говорит о крепостнических мечтах кремлевских обитателей, чем о стремлении к построению динамично развивающейся страны. И резко диссонирует с открытием 4 ноября, в государственный праздник новой России, памятника князю Владимиру. Вернее, в эстетическом отношении этот памятник и внутренняя политика путинской партийно-государственной машины вполне подходят друг к другу. Неказистая, воинственная фигура князя скорее напоминает безжалостного воителя. Однако это все же отсылка к легендарной фигуре, основателю государственности и культурной традиции, в которых мы существуем. К святому, признанному таковым еще в глубине веков.

Троица наших великих историков отмечает главное в деле князя Владимира: христианское милосердие, привнесенное в закон. Георгий Федотов, автор выдающихся сочинений о характере русской святости, точно суммировал это, подчеркнув, что для наших предков Владимир был, прежде всего, не Крестителем, а Владимиром Милостивым. В «Повести временных лет» выделено именно добросердечие князя, ставшее особенностью его личности и ее влияния на современников и последующие поколения.

Надо сказать, что при всей трудности русского исторического развития императорская Россия не забывала заветов основателя своей культуры: медленно, спотыкаясь, продвигалась к построению открытого общества. Большевизм отбросил страну к мрачным языческим практикам.

Осуждение на тюремный срок Ильдара Дадина за мирное выражение своей гражданской позиции представляет современную российскую действительность в позорном свете. Его судьба перечеркивает надежды на перспективы развития отечества. Разве своими отговорками и отписками надзиратели из Сегежской ИК-7 не подражают «консультантам» из Администрации президента? Одно из двух. Или приговор Дадину, пытки, которым он подвергся в концлагере, являются отражением национальной идеи, которую властная вертикаль родила-таки в недрах Кремля, и тогда это означает полный разрыв с наследием князя Владимира. Или все же воздвижение памятника на Боровицком холме являет политическую волю поставить страну на путь человеколюбия. В конце концов, для чего прозвучали на церемонии открытия слова о том, что наше сознательная история началась со дня крещения Руси, с актов милосердия, совершенных князем-неофитом? Зачем тогда на всю страну транслировались слова Натальи Солженицыной, сказанные у подножия монумента, о том, что на русской истории до сих пор лежит тень «коллективизации и ГУЛАГа», что необходимо осудить зло, которому мы поддались в XX веке? Зачем тогда это ее напоминание собравшимся 4 ноября представителям высших ветвей власти и избранной общественности о подвиге св. Владимира, который «осудил в своей жизни то, что было неправедно… и решительно повернулся к свету»?

ТАСС

Может быть, вся эта церемония устроена лишь для видимости, для «внешнего врага» — остального мира, с тревогой наблюдающего за происходящим в России? В это не хочется верить, ибо тогда мир уже имеет дело с политической фантасмагорией, вновь воцаряющейся на стыке между Европой и Азией. В противном случае нужно быстро и в корне менять внутреннюю политику государства, стиль и суть отношений чиновничества с гражданами, и, прежде всего, возвращать в страну культуру политической терпимости и добросердечности. Первым шагом в этом направлении должно стать освобождение узников совести и незамедлительно — Ильдара Дадина.

Ветхая традиция бюрократических имитаций Старой площади должна уступить место новому вину благотворных перемен в государстве и обществе.



Фото: 1. Россия. Москва. 7 ноября 2016. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Артем Геодакян/ТАСС
2. Россия. Москва. 4 ноября 2016. На открытии памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Михаил Метцель/ТАСС













  • Алексей Кондауров: Никаких доказательств до сих пор нет. На пресс-конференции они не были представлены и, думаю, в дальнейшем их и не будет. Уже есть то, что есть: организатор и исполнитель.

  • "Эхо Москвы": Президент Украины знал о планируемой СБУ инсценировке убийства Аркадия Бабченко. Об этом Пётр Порошенко сообщил на встрече с журналистом.

  • Борис Вишневский: Впервые мы собрались у Соловецкого камня с радостными лицами. Увы, все предыдущие убийства не были инсценировками. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Бабченко жил. Бабченко жив. Бабченко будет жить
31 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Опереточный исход мрачной трагедии всегда оставляет неприятное послевкусие. Но это уже, так сказать, вторая волна чувств. Сначала-то, конечно, захлестывает радость – человека, оказывается, не убили! Собирались, но из этой преступной затеи ничего не вышло – спецслужбы сработали профессионально и не просто спасли жизнь известному журналисту, но и изловили злодея. Злоумышленником оказался толстый дядька в белой рубашке, как следует из коротенького кино о его задержании, которое вечером вчерашнего дня обнародовала Служба безопасности Украины. Со слов представителя местных спецслужб мы знаем, что его обвиняют в подготовки нескольких терактов на территории Украины. 
Прямая речь
31 МАЯ 2018
Алексей Кондауров: Никаких доказательств до сих пор нет. На пресс-конференции они не были представлены и, думаю, в дальнейшем их и не будет. Уже есть то, что есть: организатор и исполнитель.
В СМИ
31 МАЯ 2018
"Эхо Москвы": Президент Украины знал о планируемой СБУ инсценировке убийства Аркадия Бабченко. Об этом Пётр Порошенко сообщил на встрече с журналистом.
В блогах
31 МАЯ 2018
Борис Вишневский: Впервые мы собрались у Соловецкого камня с радостными лицами. Увы, все предыдущие убийства не были инсценировками. 
Бабченко жив, и это главное
31 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Несколько часов назад стало известно, что Аркадий Бабченко жив, а информация о его убийстве была частью спецоперации СБУ. Для огромного количества нормальных людей во всем мире – это большая радость. И прежде всего для жены Аркадия, которая тоже, как и мы все, не была посвящена в операцию  СБУ. Бабченко жив, и это главное. Но остаются вопросы, на которые было бы неплохо получить ответы. Разумеется, не от Бабченко, к которому нет и не может быть никаких вопросов, кроме поздравлений, а от СБУ. Вопрос первый: насколько безальтернативным был именно такой способ спасения жизни Бабченко и обезвреживания убийц?
Бабченко убит за то, что был лучшим
30 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
UPD (16:12.30.2018): СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ...09:10. 30.05.2018.   Журналист Аркадий Бабченко убит 29 мая 2018 года в своей квартире в Киеве. Киллер ждал, когда он вернется из магазина — по словам жены, дома кончился хлеб и Аркадий пошел за ним в магазин, — и убил его тремя выстрелами в спину. Аркадий Бабченко много писал о смерти. В прошлом году он написал о ней так: «Умереть всегда страшно. И двадцать лет назад, и сейчас, и, подозреваю, даже через сто. Только страшно по-разному… К сорока годам вообще становишься осторожнее. Я вот, например, уже третий год не могу заставить себя вновь поехать на войну. В свое время я был хорошим солдатом. Я дошел до этой стадии. А сейчас я плохой солдат. Я жить хочу больше, чем умереть».
Прямая речь
30 МАЯ 2018
Виктор Шендерович: Мы живём в стране, которой правят убийцы, и любого из нас могут убить совершенно безнаказанно. Это подтверждено уже многократно, и это делает смерть Аркадия по-своему ритуальной.
В СМИ
30 МАЯ 2018
"Новая газета": Абсолютно прямой. Абсолютно честный. Настоящий художник, писатель, для которого было важнее гражданское высказывание, чем осмысление происходящего.
В блогах
30 МАЯ 2018
Stanislaw Minin: А политической журналистики больше нет. Есть "они" и "мы". И что бы ни случилось, сразу ясно, кто виноват, некогда разбираться, главное сразу сказать: "суки!"
ФСБ против Виктора Корба
23 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Дело омского правозащитника, социолога и блогера Виктора Корба приобретает плохой оборот. Следственный комитет возбудил против него уголовное дело по статье 205.2 УК РФ. Он пока в статусе подозреваемого в пропаганде терроризма, что грозит до 5 лет тюрьмы. Учитывая практически нулевой процент оправдательных приговоров в российских судах, в случае передачи дела в суд гэбэшная ловушка захлопнется и в стране появится еще один политзаключенный. Идеальный вариант – уехать, – к сожалению, невозможен, поскольку Виктор Владимирович сообщает, что он под подпиской о невыезде, хотя бумагу, запрещающую ему покидать Омск, он подписать отказался.