Что делать?
23 августа 2017 г.
Опыт Китая по отбору эффективных госслужащих
13 МАРТА 2017, ПЕТР ФИЛИППОВ
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Дайджест по материалам прессы 

Исследование, проведенное коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС, показало, что в основном негативные оценки профессионально-нравственных качеств государственных служащих в России объясняются тем, что они преследуют цели, не соответствующие интересам общества. Коррумпированность и взяточничество отметили 49% опрошенных, бюрократизм — 52,0%, стремление использовать свою работу в корыстных целях — 37,4%, пренебрежение к законам — 21,1%, безразличное, неуважительное отношение к людям — 47,9%, нечестность — 25,1%, безответственное отношение к своим служебным обязанностям — 21,5% [3].

Работники государственной и муниципальной службы в РФ по своей профессиональной квалификации, уровню гражданского осознания, общей культуре и интеллекту не соответствуют требованиям времени, а главное — запросам гражданского общества.

Само слово «чиновник» все чаще употребляется в России в негативном контексте. Можно ли изменить ситуацию, усовершенствовав систему подготовки государственных служащих в российских университетах? Скорее всего нет. Ведь в органах государственной власти и управления только 14% работников имеют профильное образование. Значит, 86% чиновников начинают свою деятельность без специальных знаний и сформированных профессиональных компетенций.

Не предусматривает наше законодательство и необходимость сдачи квалификационного экзамена. Например, министром сельского хозяйства в нашей стране может быть специалист с медицинским дипломом, а министром здравоохранения — экономист. Система назначения на должности государственной службы во многом строится не на профессионализме, а на лояльности и личной преданности руководителю, что приводит к коррупции и формированию клановых структур.

В то же время в большинстве успешно развивающихся стран, чтобы занять определенную государственную должность, необходимо иметь профильное образование, пройти конкурсные экзамены и победить в открытой борьбе с другими кандидатами.

* * *

Практика приема на государственную службу путем открытых экзаменов существует в Китае уже 2 тысячи лет, со времен Конфуция. Основной принцип государственной службы Китая сформулировал еще в середине XVII в. Хуан Цзунси: «Честный чиновник должен защищать интересы не императора, а государства».

В Китае все кандидаты на вакантные должности имеют равные возможности, они проходят единый экзамен. Процедуры отбора и подготовки госслужащих прописаны в законе. В нем четко указаны содержание, сроки, формат и методы проверки полученных знаний. Набор образовательных программ, которые следует освоить, прописан для каждой должности. При этом при оценке чиновника учитываются не только результаты экзамена, но и какого прогресса кандидат достиг после завершения учебных курсов.

Право на участие в публичных экзаменах для претендентов на должности в центральные государственные органы и непосредственно подчиненные им учреждения получает около 1,5 млн человек ежегодно. В результате большинство чиновников Поднебесной — талантливые и добропорядочные выходцы из небогатых семей, часто из сельской местности.

Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Ян Ши Цю отмечает, что качество госслужащих в Китае в последние годы постоянно повышается, их знания, опыт, возрастная структура совершенствуются. Показательно, что сегодня уже 92% госслужащих имеют высшее образование, 26% госслужащих моложе 35 лет. В 2012 году на государственную службу были приняты более 9 тысяч выпускников, окончивших вузы в том же году, что составляет 77% от общего числа зачисленных.

Сегодня Китай приступил к глубокой реформе системы подготовке кадров госслужащих. Она предполагает переход:

 от упора на количество к упору на подготовку высокопрофессиональных специалистов в нужном количестве;

 от классного обучения к подготовке специалистов посредством сочетания теории с практикой; от простой передачи знаний — к выработке у слушателей необходимых навыков, качеств и способностей;

 от формы обучения, когда преподаватель играет ведущий роль — к формам, когда обеспечивается интеракция преподавателя и слушателя.

 

Ротация кадров госслужащих

Ротация управленческих кадров принята не только в континентальном Китае, но и во многих восточных странах, в том числе Сингапуре, Тайване, Индии.

Ротация кадров — горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню. При этом характер функций, выполняемых специалистом или менеджером на этих рабочих местах, может существенно различаться. Например, начальники отдела продаж и отдела снабжения в коммерческой компании на какое-то время меняются местами. Ротация персонала в рамках компании обычно проводится ради достижения двух целей. Во-первых, перемещение работника по структурным подразделениям компании позволяет ему хорошо понять ее деятельность в целом, что становится залогом преодоления в его работе элементов местничества, когда узкопрофессиональные интересы противопоставляются корпоративным. Во-вторых, ротация является обязательным элементом в программе подготовки руководителей высшего звена, которым в будущей работе предстоит управлять всей компанией, что требует исключительной компетентности в работе каждого ее структурного подразделения.

Аналогичный подход сегодня реализуется и в отношении госслужащих. В КНР ротация предусматривает плановый перевод государственных служащих, отработавших на одной должности более 10 лет, на другую должность или перемещение на аналогичную должность в другой местности. При этом государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных должностей, т.е. резерв должностей для принятия государственных служащих в порядке ротации. Ротация может осуществляться между территориальными органами одного государственного органа или между разными государственными органами. Процедура ротации в государственных органах носит всеобщий характер, то есть распространяется на все уровни власти.


Фото: Zuma\TASS












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Почему Россия не Америка. Религия
21 АВГУСТА 2017 // Александр НИКОНОВ
Давайте взглянем на график связи между совокупным интеллектом разных стран, выражающемся в их экономическом потенциале, и отношением к религии. На этом графике четко виден общий характер зависимости: чем выше доходы на душу населения, тем меньше религиозность. Выпадающие точки — Кувейт и США. С Кувейтом все ясно: эта страна диких кочевников слишком быстро получила не заработанное, а просто пролившееся из земли богатство. Оцивилизовывающий процесс урбанизации обычно занимает несколько поколений, переформатируя людей по новым лекалам: они становятся более терпимыми, более образованными, более самостоятельными и менее религиозными. А тут в цивилизационный костер навалили столько денежного топлива, что огонь погас. Богатство людей резко выросло, а сознание осталось прежним — дикарским и инфантильным, ярко религиозным.
Болезни демократии
14 АВГУСТА 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Многие верят, что демократия способна изменить мир к лучшему. Даже не очень понимая, что это такое. Поясним: демократия — лишь форма организации политического процесса, который сам зависит отментальности народа, его обычаев, принятых правил поведения, отношения граждан к казнокрадству, к мошенничеству, к указаниям начальства и к нормам законодательства, независимости или сервильности суда, к честности выборов, к личной свободе и свободе слова, собраний, организаций, реальности гарантии собственности и многому другому. Но раз демократия — только форма проводимой политики, то вполне естественно, что во многих случаях она не приводит к решению стоящих перед страной проблем.
Судьба демократии в нашем веке
14 АВГУСТА 2017 // ФАРИД ЗАКАРИЯ
Что нужно сделать, чтобы модернизировать свою страну? Прежде всего надо создать сильную политическую партию. Проведение реформ невозможно без участия политических партий. Люди не особенно задумываются об этом, но политические партии — одно из величайших достижений современной политической системы. Они объединяют устремления, чувства и взгляды людей вокруг определенной программы модернизации. Они превращают требования толпы в институты демократического правления. Величайшей ошибкой Ельцина была неспособность создать и возглавить свою политическую партию. Он хотел стоять над политикой и быть своего рода монархом- президентом, но из-за этого российские реформаторы оказались расколоты, слабы, не имели необходимого влияния, чтобы выиграть политическое сражение. Коммунисты, объединенные в эффективную партию, всегда могли помешать им. 
Инновационный взлет Израиля: секреты экономического чуда
10 АВГУСТА 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Независимое государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с принятым планом разделения Палестины. Его территория составляет менее 1% площади России, лишена сырьевых ресурсов и находится под постоянной угрозой войны. За несколько десятков лет Израиль стал инновационной супердержавой, превратился в мировой центр науки и высоких технологий. Страна лидирует в мире по числу ученых (145 на 10 тыс. населения), по затратам на научные исследования (4,5% ВНП), по количеству научных публикаций и зарегистрированных патентов. А по количеству высокотехнологичных компаний Израиль уступает только США, его называют второй Силиконовой долиной. На крупнейшей в мире фондовой бирже NASDAQ, специализирующейся на высоких технологиях, Израиль занимает 2-е место после США по количеству котирующихся компаний. Если 60 лет назад Израиль экспортировал в основном цитрусы, то сегодня на высокотехнологичную продукцию приходится 11% его ВВП и более 50% экспорта.
О «законе Додда-Франка» и финансовом доносительстве в США
31 ИЮЛЯ 2017 // Валентин КАТАСОНОВ
Последний финансовый кризис заставил власти США серьёзно задуматься над тем, как предупреждать подобного рода социально-экономические катаклизмы. В 2008-2010 гг. Белый дом и Конгресс США активно обсуждали различные законопроекты, направленные на совершенствование финансово-банковской системы. Кончилось это принятием акта, который называется Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Wall Street Reform and Consumer Protection Act). Его принято называть короче: «закон Додда-Франка» (по именам инициаторов законопроекта). 21 июля 2010 г. он был подписан президентом Бараком Обамой, с 15 июля 2011 г. вступил в силу. Закон очень объёмный (около 2300 страниц), охватывающий самые разные аспекты финансовой деятельности и содержащий большой набор инструментов, призванных предотвращать возникновение новых финансовых кризисов.
Как вырастить «других русских»?
31 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Наша страна стремительно падает в пропасть нищеты. Неизбежно придет время новой «перестройки», и срочно потребуются телефильмы, учебники, книги с описанием опыта развитых стран и предложениями по сути назревших реформ в России. Они будут востребованы молодым поколением. Ведь людям, чтобы что-то изменить, надо понимать, что и как менять, в какой последовательности. Напомню: в начале 90-х даже у тех, кто принимал решения, был страшный дефицит информации. Не знали: как приватизировать, как создавать акционерные общества, как бороться со смычкой бюрократии и олигархов.
Как перешагнуть через пофигизм народа?
24 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Южная Италия — это кошмар: это мафия, это бандитские группировки, которые выдоят ваш бизнес. И полиция не поможет. Северная Италия своими нравами более благоприятна для предпринимателя. Но и там, когда приходят налоговые инспекторы, первое, о чем заходит речь — откат. Потом они будут решать, глубоко ли копать. Сами итальянские бизнесмены признаются, что ищут любую возможность не заплатить налоги или социалку. Платят откаты при заключении договоров по госзаказам на ремонт дорог, мостов, сооружений. Очень похоже на нынешнюю Россию, не правда ли? В нескольких сотнях километров от Милана — Германия. Еще дальше Англия. И там, и там бизнесмены пунктуально платят налоги, даже если правительство сформировано не «их» партией. У них другая мораль, иное отношение к власти и закону. Каковы последствия таких различий? 
Защита информантов: зарубежный опыт и ситуация в РФ
24 ИЮЛЯ 2017 // ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ, АЛЕКСЕЙ ШЛЯПУЖНИКОВ
Вопрос об эффективной защите информантов в России давно назрел — с учетом экономической неэффективности и уровня распространения коррупции. Ведь именно фигура информанта (узнавшего об имеющих место нарушениях, а потому могущего «запустить» процесс расследования или хотя бы заострить внимание общества на имевших место нарушениях) является тем рычагом, который может хотя бы немного оздоровить российскую экономическую жизнь. И в государственном, и в частном секторе.
Китай: особенности развития
19 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
За время жизни одного поколения Поднебесная из нищей страны поднялась на уровень мировых экономических лидеров. Что лежит в основе столь впечатляющего прорыва? Этот вопрос не дает покоя специалистам и просто неравнодушным людям во многих странах – и богатых, и бедных. Чжан Вэйвэй, профессор Женевской школы дипломатии и международных отношений, профессор университетов Цинхуа и Фудань в Китае, который был переводчиком английского языка у Дэн Сяопина и других китайских лидеров, такие основы увидел в восьми «больших идеях». Интересно.
Не бутафория, как у нас!
17 ИЮЛЯ 2017 // Борис ВИШНЕВСКИЙ
В демократических странах политическая конкуренция обеспечивается сочетанием нескольких необходимых условий. Это реальная многопартийность (свобода создания и равные возможности для деятельности политических партий), свободные и честные выборы, свобода проведения публичных акций и политический плюрализм в СМИ. При этом важно отметить, что во всех странах, которые считаются демократическими, присутствуют все перечисленные условия.