Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка

ТАСС

Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием.

В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру (около 300 тысяч подписчиков) Руслану Соколовскому. Руслан признан виновным по семи эпизодам 148-й статьи Уголовного кодекса (Об оскорблении чувств верующих), по статье 282-й (О возбуждении ненависти либо вражды) и по статье 138-й (Незаконный оборот специальных технических средств). Судья Екатерина Шопоняк признала его виновным по всем пунктам и приговорила к 3 годам 6 месяцам условного срока. Прогрессивная общественность выдохнула с облегчением. И здесь уже самое время сказать, что Руслан Соколовский – это тот самый блогер, который поймал покемона в екатеринбургском Храме-на-Крови, построенном на месте убийства царской семьи, а после выложил видеоотчет об этом подвиге в своем блоге, снабдив его соответствующим комментарием. Все это случилось в августе прошлого года, а через месяц Соколовский уже получил возможность обо всех своих сетевых победах и успехах рассказывать соседям по камере. Против Соколовского возбудили уголовное дело, он был взят под стражу, правда, вскоре областной суд меру пресечения ему изменил – суда блогер Соколовский дожидался под домашним арестом. Тут важно понимать, что, сколько бы пунктов обвинения ни было в приговоре этому молодому человеку, в историю отечественной юриспруденции он войдет, как «ловец покемонов в храме».

ТАСС

Цитаты из приговора судьи Екатерины Шопоняк, который она бубнила два часа, уже разошлись по Сети и набрали тысячи просмотров и лайков. Самые яркие из них: «Соколовский ответственен за введение Иисуса в японский бестиарий» и «Соколовский также отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом, он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 УК РФ»…

Совершенно очевидно, что писала этот фантастический текст не судья Шопоняк. Обычному человеку подобного рода формулировки и языковые конструкции просто не знакомы. Более того, думаю, что судья Екатерина Шопоняк, столь досконально разбирающаяся в чувствах религиозных людей, сама является атеисткой. Она в течение двух часов перечисляла богомерзкие деяния охального отрока и за все это время ни разу не сочла необходимым осенить себя крестным знамением. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – дело Соколовского разбирал не религиозный суд. То есть все же не буквально святая инквизиция. По форме, разумеется. А по сути-то – еще какая инквизиция…

Все соображения по поводу того, что подобного рода суд – позор для страны и ее граждан, высказаны не единожды, что-либо добавить к этому содержательного нынче уже не представляется возможным. Мне кажется, что сегодня важно вот, на что обратить внимание. Все это случилось в Екатеринбурге совершенно не случайно – там умелыми руками силовиков создана целая инфраструктура мракобесного террора. Еще неделю назад в интервью обозревателю «Открытой России» Зои Световой адвокат Соколовского Алексей Бушмаков рассказал следующее: «У центра «Э», с теми специалистами, которые делали заключение по Соколовскому, очень давние и дружественные связи. Они совместно пишут какие-то научные работы, проводят общие конференции. Центр при Педагогическом университете в Екатеринбурге, где эти специалисты трудятся, получает гранты от президента и от российского гуманитарного фонда вот на такие исследования. И, грубо говоря, вот на эти деньги они шлепают вот такую заказуху и отчитываются о ловле вот таких экстремистов. Там среди специалистов есть видный ученый профессор Чудинов. Он, думаю, человек совестливый. Поэтому-то он в суд и не явился, сославшись на состояние здоровья. Подписал, возможно, даже не глядя эту экспертизу, но в суд не пришел». Понятно теперь, кем писался приговор блогеру Руслану Соколовскому.

ТАСС

Вот, собственно, и вся конструкция – есть местный отдел по борьбе с экстремизмом и группа бессовестных и беспринципных «ученых», которые точно понимают, на каком поприще сегодня востребованы их профессиональные навыки. Такой союз не мог не дать результата! А итогом стал этот чудовищный приговор. Его относительная беззубость («ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере») никого не должна вводить в заблуждение. Просто на данном этапе степень местного крокодильства регулируется федеральным центром, где, по всей видимости, полагают, что время сажать буквально в тюрьму за ловлю покемонов в храме еще не настало. Пока достаточно продекларировать намерение.

Они и продекларировали на весь мир. Да так, что и человеку неверующему впору начать креститься, глядя на всю эту псевдосудебную, псевдонаучную и псевдорелигиозную вакханалию… Осуждая блогера Руслана Соколовского, российская власть преследовала прямую политическую цель – создание в России атмосферы религиозного мракобесия, которая служит одному – цементированию нынешней власти. Так что процесс над блогером Русланом Соколовским был, вне всякого сомнения, политическим!

Ежедневный журнал

Фото: 1,2,3. Россия. Екатеринбург. 11 мая 2017. Блогер Руслан Соколовский, приговоренный к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих и экстремизм после публикации в интернете видеоролика о ловле покемонов в Храме-на-Крови, с матерью Еленой Чингиной после вынесения приговора в Верх-Исетском районном суде. Донат Сорокин/ТАСС

4. Коллаж ЕЖ














  • Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.

  • АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.

  • Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
И мощи, и немощи
14 ИЮНЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
На «Кропоткинской» объявляют: «Очередь в храм Христа Спасителя от станции “Парк культуры”». Но оказывается, еще дальше — от Министерства обороны на Фрунзенской набережной. До храма Христа Спасителя отсюда почти три километра. Впрочем, на этом отрезке очереди как таковой нет — есть лишь рамки, за которые можно пройти. 27 мая, суббота, половина второго, народ еще, видно, только собирается. Рядом с министерством встречаю группу паломников из Нижегородской области, из города Володарска. Они уже отстояли свое и направляются в сторону автобуса. Приехали почти всем приходом, 49 человек. Это не первая их паломническая поездка: были и у пояса Богородицы, и когда в Москву привозили Дары волхвов, с готовностью рассказывает Андрей; на вид ему лет 30 с небольшим, с ним одиннадцатилетняя дочь.
«Я всего лишь матерился»: дело Соколовского
11 МАЯ 2017 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Чем ни закончится процесс по делу Руслана Соколовского (приговор вынесут 11 мая в одном из райсудов Екатеринбурга), результатом станет очередное скатывание российского общества в бездну помрачения. 28 апреля прокурор потребовал дать подсудимому 3,5 года лагеря общего режима. Статьи УК (148 и 282), по которым судят 23-летнего блогера, отличаются резиновыми формулировками. Между тем поражает убожество полемики, разгоревшейся вокруг случая Соколовского. «Уголовное дело как расплата за слова в видеороликах — варварство», — возмущается свидетель защиты, политзаключенная советской эпохи Елена Санникова.
Прямая речь
11 МАЯ 2017
Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.
В СМИ
11 МАЯ 2017
АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.
В блогах
11 МАЯ 2017
Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".
За что гонят Свидетелей Иеговы
24 АПРЕЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.
В дом пришли убийцы
30 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887-1937», в которой приняли участие автор монографии и литературовед Мариэтта Чудакова. Анатолий Жураковский — знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключенным, занимался просвещением народа и работой с молодежью.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
29 МАРТА 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.
Открытое письмо жителей блокадного Ленинграда
28 МАРТА 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, жители блокадного Ленинграда, хотим высказать наше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Считаем такое решение скоропалительным и неоправданным, поскольку все последние годы под куполом собора благополучно сосуществовали музей и церковь. Проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ. Кроме того, не стоит забывать, что в тяжелейшие блокадные дни именно в подвалах Исаакия были размещены эвакуированные из пригородных музеев бесценные экспонаты Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины. Здесь же нашли приют и сотрудники этих музеев. Это наша общая история, которую мы как блокадники считаем недопустимым забывать при принятии судьбоносных решений.
500 лет Реформации
27 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Лютеране, а вместе с ними и другие протестантские деноминации, празднуют 500-летие Реформации. 22 марта в «Президент-отеле» столицы состоялась встреча, давшая старт юбилейному марафону. В течение года во многих российских регионах пройдут конференции, презентации книг, экуменические богослужения, связанные с круглой датой. Надо заметить, что лютеранство в России является традиционной конфессией. Первая кирха в Москве появилась в 1576 году, спустя несколько десятилетий после религиозной революции. До октябрьского переворота лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой церкви являлся сам император.