Церковь и государство
08 декабря 2019 г.
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка

ТАСС

Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием.

В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру (около 300 тысяч подписчиков) Руслану Соколовскому. Руслан признан виновным по семи эпизодам 148-й статьи Уголовного кодекса (Об оскорблении чувств верующих), по статье 282-й (О возбуждении ненависти либо вражды) и по статье 138-й (Незаконный оборот специальных технических средств). Судья Екатерина Шопоняк признала его виновным по всем пунктам и приговорила к 3 годам 6 месяцам условного срока. Прогрессивная общественность выдохнула с облегчением. И здесь уже самое время сказать, что Руслан Соколовский – это тот самый блогер, который поймал покемона в екатеринбургском Храме-на-Крови, построенном на месте убийства царской семьи, а после выложил видеоотчет об этом подвиге в своем блоге, снабдив его соответствующим комментарием. Все это случилось в августе прошлого года, а через месяц Соколовский уже получил возможность обо всех своих сетевых победах и успехах рассказывать соседям по камере. Против Соколовского возбудили уголовное дело, он был взят под стражу, правда, вскоре областной суд меру пресечения ему изменил – суда блогер Соколовский дожидался под домашним арестом. Тут важно понимать, что, сколько бы пунктов обвинения ни было в приговоре этому молодому человеку, в историю отечественной юриспруденции он войдет, как «ловец покемонов в храме».

ТАСС

Цитаты из приговора судьи Екатерины Шопоняк, который она бубнила два часа, уже разошлись по Сети и набрали тысячи просмотров и лайков. Самые яркие из них: «Соколовский ответственен за введение Иисуса в японский бестиарий» и «Соколовский также отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом, он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 УК РФ»…

Совершенно очевидно, что писала этот фантастический текст не судья Шопоняк. Обычному человеку подобного рода формулировки и языковые конструкции просто не знакомы. Более того, думаю, что судья Екатерина Шопоняк, столь досконально разбирающаяся в чувствах религиозных людей, сама является атеисткой. Она в течение двух часов перечисляла богомерзкие деяния охального отрока и за все это время ни разу не сочла необходимым осенить себя крестным знамением. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – дело Соколовского разбирал не религиозный суд. То есть все же не буквально святая инквизиция. По форме, разумеется. А по сути-то – еще какая инквизиция…

Все соображения по поводу того, что подобного рода суд – позор для страны и ее граждан, высказаны не единожды, что-либо добавить к этому содержательного нынче уже не представляется возможным. Мне кажется, что сегодня важно вот, на что обратить внимание. Все это случилось в Екатеринбурге совершенно не случайно – там умелыми руками силовиков создана целая инфраструктура мракобесного террора. Еще неделю назад в интервью обозревателю «Открытой России» Зои Световой адвокат Соколовского Алексей Бушмаков рассказал следующее: «У центра «Э», с теми специалистами, которые делали заключение по Соколовскому, очень давние и дружественные связи. Они совместно пишут какие-то научные работы, проводят общие конференции. Центр при Педагогическом университете в Екатеринбурге, где эти специалисты трудятся, получает гранты от президента и от российского гуманитарного фонда вот на такие исследования. И, грубо говоря, вот на эти деньги они шлепают вот такую заказуху и отчитываются о ловле вот таких экстремистов. Там среди специалистов есть видный ученый профессор Чудинов. Он, думаю, человек совестливый. Поэтому-то он в суд и не явился, сославшись на состояние здоровья. Подписал, возможно, даже не глядя эту экспертизу, но в суд не пришел». Понятно теперь, кем писался приговор блогеру Руслану Соколовскому.

ТАСС

Вот, собственно, и вся конструкция – есть местный отдел по борьбе с экстремизмом и группа бессовестных и беспринципных «ученых», которые точно понимают, на каком поприще сегодня востребованы их профессиональные навыки. Такой союз не мог не дать результата! А итогом стал этот чудовищный приговор. Его относительная беззубость («ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере») никого не должна вводить в заблуждение. Просто на данном этапе степень местного крокодильства регулируется федеральным центром, где, по всей видимости, полагают, что время сажать буквально в тюрьму за ловлю покемонов в храме еще не настало. Пока достаточно продекларировать намерение.

Они и продекларировали на весь мир. Да так, что и человеку неверующему впору начать креститься, глядя на всю эту псевдосудебную, псевдонаучную и псевдорелигиозную вакханалию… Осуждая блогера Руслана Соколовского, российская власть преследовала прямую политическую цель – создание в России атмосферы религиозного мракобесия, которая служит одному – цементированию нынешней власти. Так что процесс над блогером Русланом Соколовским был, вне всякого сомнения, политическим!

Ежедневный журнал

Фото: 1,2,3. Россия. Екатеринбург. 11 мая 2017. Блогер Руслан Соколовский, приговоренный к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих и экстремизм после публикации в интернете видеоролика о ловле покемонов в Храме-на-Крови, с матерью Еленой Чингиной после вынесения приговора в Верх-Исетском районном суде. Донат Сорокин/ТАСС

4. Коллаж ЕЖ














  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Русский экзархат вошел в Московскую патриархию
8 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
3 ноября патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, так называемого Русского экзархата, грамоту о восстановлении единства с Русской православной церковью. Церемония состоялась во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя. Русский экзархат возник на базе приходов, образованных эмигрантами в Париже после революции 1917 года, и канонически оформился на рубеже 1920-1930 годов. До последнего времени он оставался отдельной своеобразной юрисдикцией в составе Константинопольского патриархата.
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.