Цензура
21 апреля 2018 г.
Бывали всякие министры, но не было подлей
12 ИЮЛЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

ТАСС сообщил, что спектакль «Нуреев» перенесен по прямому распоряжению министра культуры Мединского, поскольку, как сообщил источник агентства в Министерстве культуры, по убеждению Мединского, «спектакль выглядел как пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей».

В Министерстве культуры сообщение никак не прокомментировали. Мединский после того, как ему вместе с ВАКом удалось найти на просторах России единственный диссовет в Белгороде, который согласился вполголоса признать его ученым, старается реже представать перед прессой. Но сообщение на сайте ТАСС, тем не менее, вскоре исчезло. А о причинах снятия спектакля накануне премьеры рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который объяснил, что спектакль был не готов и он его снял лично.

ТАСС

Репутация государственного информагентства ТАСС не такова, чтобы считать все, что появляется у них в ленте, истиной в последней инстанции. И «источник» вполне мог быть не вполне чистым, а напротив, лично заинтересованным «подставить» министра. Однако, версия Урина, находящегося в прямой административной зависимости от министра, выглядит совершенно фантастической. Режиссер спектакля Кирилл Серебренников вполне ясно выразил свое несогласие с мнением Урина. Он сказал, что «это их решения» и вместе с хореографом Юрием Посоховым отказался от совместной с Уриным пресс-конференции.

Есть видео, на котором после генерального прогона «Нуреева» все участники и присутствующие поздравляют друг друга с успехом бурными аплодисментами. Велика ли вероятность того, что представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в искусстве так радикально и так внезапно разошлись у всех создателей и участников спектакля, с одной стороны, и чиновника, который, тем не менее, является опытным режиссером и театроведом, с другой? Велика ли вероятность того, что Урин сам вдруг решил отменить спектакль накануне премьеры, чего сроду в новейшей истории российского театра не было? Велика ли вероятность того, что такие люди, как режиссер Кирилл Серебрянников и хореограф Юрий Посохов, зачем-то решили обнулить свою репутацию и предъявить публике «не готовый» спектакль?

Остается только повторить за Ежи Лецом: «Некрасиво подозревать, когда вполне уверен». Гендиректор Большого Владимир Урин в каком-то особом людоедстве замечен не был, напротив, ходил в «крепких профессионалах» в сфере культуры, однако с систему встроен каждой клеточкой своего организма. В минувшем году был доверенным лицом «Единой России» на выборах в Госдуму. В 2014 подписал письмо деятелей культуры в поддержку аннексии Крыма и войны против Украины. Так что Владимир Георгиевич тут не демиург скандала, а приводной ремень, шестеренка.

ТАСС

Источник тот самый. Министр Промокашка. Автор многих выдающихся текстов, из которых самые выдающиеся: диссертация и мем #рашкаговняшка#. В истории России и ранее, в истории СССР, министрами культуры были разные люди. Отношение к культуре «по остаточному принципу» иногда распространялось и на тех, кого «бросали на культуру». У советской власти была уверенность, что уж если кухарка может руководить государством, то руководить культурой вообще может кто угодно. На культуру «бросали» то химика Демичева, то аппаратчика Зимянина. Как-то раз Сталин накрыл культуру генерал-лейтенантом Пантелеймоном Пономаренко, который в войну руководил партизанским движением, а потом, будучи послом в Голландии, устроил мордобой в полиции, за что и был депортирован. Бравый генерал-партизан за год, что руководил культурой, не успел никого побить, поскольку Сталин умер, и вместо генерала назначили философа Георгия Александрова. Тот взялся за дело активно, я бы даже сказал, горячо. Особенно глубоко вникал в проблемы советского балета, уделяя пристальное внимание творчеству балерин. Продержался год. Попался на организации подпольного борделя и был изгнан. История эта, получившая название «дело гладиаторов» (один из подельников Александрова, член-корр. АН СССР Еголин на вопрос Хрущева, зачем он в его годы туда полез, ответил испуганно, что он «ничего не делал, только гладил»), на долгие годы осталась одним из наиболее ярких событий в советской философии.

Самым известным советским министром культуры была ткачиха Фурцева. Ее ругали за то, что запрещала Ростроповича, The Beatles и The Rolling Stones. Хвалили за то, что вернула в страну Рерихов, разрешила выставку Шагала, французских импрессионистов и Моны Лизы, настояла на премиях Вану Клиберну и Федерико Феллини. В культуре она не очень разбиралась, но это, может, и к лучшему. С поправкой на время ее баланс, скорее, со знаком «плюс».

В постсоветские годы наиболее известными министрами культуры были как раз профессионалы: театровед Михаил Швыдкой и музыковед Александр Соколов. Любимец культурной элиты Швыдкой палец о палец не ударил, когда убивали НТВ. Музыковед Соколов прославился тем, что отозвал из Парижа фотографию «Эра милосердия», которую в народе называли «Целующиеся милиционеры», назвав ее «порнографией».

В минувшие годы культурой в нашей стране руководило всякое. Но гаже нынешнего не было никого. И вровень с ним никто не стоял. Разве что Андрей Жданов, но тот был все-таки рангом повыше. Василий Аксенов говорил о Жданове как о булгаковском Шарикове, обретшем генеральские звезды. На новом витке «эволюции» Шариков стал сначала пиарщиком, написал массу книг, защитил аж три диссертации и служит в министерстве культуры. Министром.

Фото: 1. Nureyev 1991, Deauville, France. Remy de la Mauviniere/ASSOCIATED PRESS/ TASS
2. Россия. Москва. 10 июля 2017. Руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев и генеральный директор ГАБТ Владимир Урин (слева направо) во время брифинга, посвященного переносу премьеры балета "Нуреев" режиссера К.Серебренникова, в фойе Большого театра. Сергей Фадеичев/ТАСС
3. Россия. Москва. 3 июня 2017. Министр культуры РФ Владимир Мединский. Артем Геодакян/ТАСС













  • Ксения Собчак: Поражает, как наши власти уничтожают то, чем в другой стране бы гордились. Особенно это касается прорывных современных технологий, интернета.

  • «Независимая газета»: В Telegram отказались давать ФСБ доступ и по принципиальным, и по техническим соображениям. Павел Дуров заявил, что «конфиденциальность не продается».

  • Екатерина Шульман: Вопрос о том, удастся ли Роскомнадзору победить Telegram — не вопрос наличия политической воли, а вопрос наличия технических возможностей. Даже в Китае обходят блокировки...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Telegram как «продажная девка» империализма
17 АПРЕЛЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Вот уже вторые сутки в киберпространстве идет беспощадная схватка, на фоне которой меркнут фантастические миры «Матрицы» и «Звездных войн». Бесстрашные интернет-жандармы от Роскомнадзора без устали гоняются за увертливым мессенджером Telegram, который ловко использует IP-адреса крупнейших подсетей. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров наверняка ощущает себя полководцем в этой великой битве. Именно в этом стиле он комментирует ход сражения: «Идет борьба снаряда и брони – мы выявляем IP-адреса, по которым мигрирует мессенджер, и блокируем их...»
Прямая речь
17 АПРЕЛЯ 2018
Ксения Собчак: Поражает, как наши власти уничтожают то, чем в другой стране бы гордились. Особенно это касается прорывных современных технологий, интернета.
В СМИ
17 АПРЕЛЯ 2018
«Независимая газета»: В Telegram отказались давать ФСБ доступ и по принципиальным, и по техническим соображениям. Павел Дуров заявил, что «конфиденциальность не продается».
В блогах
17 АПРЕЛЯ 2018
Екатерина Шульман: Вопрос о том, удастся ли Роскомнадзору победить Telegram — не вопрос наличия политической воли, а вопрос наличия технических возможностей. Даже в Китае обходят блокировки...
О музыканте Макаревиче, МИДе РФ И Госдуме
21 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Музыкант Андрей Макаревич, находясь на заокеанских гастролях, вел путевые заметки, в которых писал что вздумается, полагая, что, будучи лицом глубоко партикулярным, имеет полное право писать в своем дневнике все что угодно. Родина мгновенно указала музыканту Макаревичу на глубину его заблуждения. Это случилось, когда в одной из заметок музыкант Макаревич попытался сравнить американцев и русских и пришел к выводу, что американцы «спокойнее, веселее и добрее нас». Полагаю, что одного этого было бы достаточно для сурового окрика из северной Евразии, но Макаревичу вздумалось проанализировать причины таких отличий.
Прямая речь
21 МАРТА 2018
Леонид Гозман: Наша система всё дальше продвигается по пути «ментального тоталитаризма», когда власть предписывает не только поведение, но и чувства.
В СМИ
21 МАРТА 2018
Газета.RU: Андрей Макаревич не собирается комментировать «ту чушь», которую ему приписывают, и заявляет, что его слова о «злобных дебилах» вырвали из контекста...
В блогах
21 МАРТА 2018
Максим Блант: Совершающим мыслепреступления у нас нынче непросто.
Искоренение исторических ересей
16 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В Государственной думе ждут внесения закона, предложенного Рамзаном Кадыровым и единогласно принятого 13.02.18 парламентом Чечни. Закон предусматривает уголовное наказание лиц, намеренно искажающих правду о Великой Отечественной войне. По этому законопроекту уголовная ответственность вводится «за совершение действий, оскорбляющих чувства ветеранов и память погибших в Великой Отечественной войне, искажающих историю ВОВ и отрицающих решающий вклад СССР и его многонационального народа в победу во Второй мировой войне».
Прямая речь
16 ФЕВРАЛЯ 2018
Алексей Макаркин: Это — реакция на открытость и невозможность построить полноценный «железный занавес». Но можно попробовать создать какое-то подобие.