Цензура
14 декабря 2018 г.
Минкульт решил отменить «Смерть Сталина»
24 ЯНВАРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО



Завтра, 25.01.18, в России должна была состояться премьера англо-французской комедии «Смерть Сталина» режиссера Армандо Ианнуччи. Премьеры не будет, поскольку Минкульт отозвал прокатное удостоверение по просьбам общественности.

Тут важно раскрыть вот этот псевдоним — «общественность». Можно с высокой долей уверенности утверждать, что в состав «общественности» никогда не войдет ни один читатель этого текста, а также люди типа писателей Войновича, Улицкой, Шендеровича или режиссеры типа Мирзоева, Серебренникова, Учителя. «Общественность» — это член Общественного совета Минкульта Павел Пожигайло, который еще в сентябре 2017-го начал присматриваться и принюхиваться к сомнительному изделию, изготовленному в странах НАТО, и обнаружил там массу провокаций. «В ленте оскверняются наши исторические символы — советский гимн, ордена и медали», — наябедничал Пожигайло в обращении в Минкульт. Более того, Пожигайло обиделся, что «маршал Жуков изображается придурком», а также обнаружил в фильме «сцены чрезмерного насилия», на основе чего сделал вывод, что содержание «Смерти Сталина» противоречит правилам выдачи фильмам прокатного удостоверения.

Павел Пожигайло — выпускник Серпуховского высшего военного командного училища, обучался в адъюнктуре ГРУ, затем, понятное дело, стал депутатом Госдумы, а потом, что логично при такой биографии, заместителем министра культуры РФ. Последние годы сидит в Общественной палате РФ и надзирает за культурой в стране в рамках соответствующего общественного совета. Помимо общественного палаточника Пожигайло в общественном просмотре с последующим осуждением фильма приняли участие: режиссеры Никита Михалков, депутат Госдумы Елена Драпеко, писатель Юрий Поляков и другие представители патриотической культурной общественности. Осудили все. Писатель Юрий Поляков вынес вердикт: «Сатирическая британская комедия не должна демонстрироваться в России из-за признаков идеологической борьбы с нашей страной».

Не остался в стороне и телевизор. «Где заканчивается юмор и начинается издевательство?» — заинтересовался сотрудник «России 1» Георгий Подгорный. Патриотическую общественность возмутила сама обстановка, в которой показана смерть Сталина. «Если в комедии умирающий вождь лежит в луже мочи, может быть, это не просто комедия, но спланированная провокация?» — размышляет патриотическая общественность.

С лужей мочи, конечно, Армандо Ианнуччи дал маху. Приперся в дом повешенного со своей веревкой. За две недели до Олимпиады собрался тыкать россиян носом в лужу мочи, в которой утонул их любимый вождь. Грубый и бестактный человек, этот Ианнуччи. А главное, совершенно бездуховный…

Одним словом, общественность единогласно постановила, что фильм — мерзость, провокация, идеологическая диверсия, лишен всякой художественной ценности, а посему прокат его в России совершенно невозможен, так что «Смерть Сталина» в России откладывается на неопределенное время.

Сталинизм в путинской России не носит характера государственного культа, но имеет все признаки того, что можно назвать «государственно санкционированным уважением». В путинской России есть строго фиксированный перечень смешного. Смешны все без исключения политики Запада. В какие-то моменты допускается смеяться над Эрдоганом, а вот смех над Ким Чен Ыном — это уже дурной тон и признак политической близорукости. Очень смешно все что в Украине: политики, армия, экономика, культура, язык. В Крыму ничего смешного нет. В России надо потешаться над оппозицией, причем над несистемной следует хохотать в голос, хлопая себя по ляжкам, а над оппозицией думской надо подтрунивать по-доброму. Излишне напоминать, что любая форма иронии по отношению к Путину означает выбрасывание из медийного поля и автоматом зачисление в экстремисты.

Диктатура признает только садистский смех над врагом, лучше всего над его трупом. С иронией, а тем более с сатирой диктатура несовместима. В сентябре 1940 года в кинотеатрах США вышел фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» — политическая сатира на нацизм и персонально на Гитлера. Фильм был запрещен в Испании, Японии, Перу, в ряде других стран. В США по поводу проката «Великого диктатора» была истерика со стороны тех, кто боялся, что фильм может навредить отношениям между США и Германией. Гитлер и Сталин фильм посмотрели. О реакции Гитлера данных нет, хотя Чаплин писал, что отдал бы многое, чтобы о ней узнать. Сталину фильм не понравился, он отметил его низкую художественную ценность, и советские граждане «Великого диктатора» не увидели.

Цензура в путинской России была с самого начала, с первого его президентства. Сейчас она институциализировалась, затвердела, приняла системный облик. Два государственных органа окончательно превратились в цензурные ведомства. Роскомнадзор — это цензура в области СМИ, ведомство Мединского — цензура в сфере культуры. В отличие от цензурной практики советского Главлита, цензура в путинской России не имеет четких критериев запрета. «Ежедневный журнал» уже несколько лет пытается узнать, за что конкретно его блокируют. Ни Роскомназор, ни прокуратура не в состоянии дать на эти настойчивые вопросы внятного ответа. Это единичный пример, за которым стоит практика цензуры.

Минкульт только что снял с проката фильм «Приключения Паддингтона-2», милую семейную комедию о смешном медвежонке. За что пострадал забавный зверь, которого Россия считает своим символом, в Минкульте не смог ответить ни один человек. Говорят, что медвежонка убрали, чтобы не мешал триумфальному шествию «Движения вверх». Потом, правда, «Паддингтона-2» вернули, но ощущение идиотизма осталось.

Цензура в условиях почти всеобщего Интернета — это не сокрытие информации. Это символ, демонстрирующий государственную точку зрения на информацию. Сталин — это очень важно и серьезно. Можете не любить, но уважать обязаны. Путин — еще более важно и еще более серьезно. Любить и уважать обязаны все, кроме нацпредателей.

И напоследок, о цензорах. У Корнея Чуковского в дневнике есть запись: «Во главе союза писателей, равно как и во главе всех журналов — по замыслу начальства — должны стоять подлецы». В путинской России отбор на руководящие посты имеет тот же нравственный критерий, но ведется намного более строго, чем в СССР.

 



Фото: кадры из фильма "Смерть Сталина"/ovideo.ru












  • Андрей Колесников: Мы видим продолжение наступления на гражданское общество и фактически объявленную гражданскую войну.

  • РИА Новости: Сенатор предложил дополнить статью "Мелкое хулиганство", указав ответственность за распространение в Сети материалов, "в неприличной форме выражающих явное неуважение" к обществу...

  • Алекс Крепчинский: Хвалить и приклоняться, что непонятно?

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Сенатора Клишаса скоро нельзя будет не уважать
13 ДЕКАБРЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Сенатор, магнат, профессор и доктор юридических наук Андрей Александрович Клишас в минувшую среду внес в Госдуму несколько революционных законопроектов. (Некоторые эксперты уже высказались в том смысле, что подобного рода законодательные инициативы и ведут, в конечном счете, к революции.) Суть их проста: предложение группы сенаторов и депутатов сводится к инициативе наделить органы государственной власти правом применять репрессии в отношении лиц и организаций, позволивших себе эти самые органы власти критиковать. Законопроект предусматривает наказания за обнародование сведений и материалов, которые «выражают в неприличной форме явное неуважение к обществу...».
Прямая речь
13 ДЕКАБРЯ 2018
Андрей Колесников: Мы видим продолжение наступления на гражданское общество и фактически объявленную гражданскую войну.
В СМИ
13 ДЕКАБРЯ 2018
РИА Новости: Сенатор предложил дополнить статью "Мелкое хулиганство", указав ответственность за распространение в Сети материалов, "в неприличной форме выражающих явное неуважение" к обществу...
В блогах
13 ДЕКАБРЯ 2018
Алекс Крепчинский: Хвалить и приклоняться, что непонятно?
Новая этика от Дмитрия Киселева
26 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Хорошими делами прославиться нельзя!». Видимо эти слова из песенки симпатичной злодейки из советского мультика повторял про себя телеведущий Дмитрий Киселев, когда приступал к конкретной работе над «сужением свободы слова», к чему ранее призвал в своей программе «Вести недели» от 21.10.2018. Возможно, Киселевым двигала лютая зависть к Соловьеву, Малахову и Познеру, от которых он безнадежно отстал во всенародном конкурсе на звание лучшего Герострата России. Итоги этого конкурса, недавно подведенные группой «Циркон», показали, что если так пойдет дальше, то он со своим унылым пеплоизвержением начнет уступать и лютой Скабеевой...
Прямая речь
26 ОКТЯБРЯ 2018
Леонид Гозман: Опасный вариант, когда нам кажется, что есть общее согласие, но теми, кто относит тот или иной поступок к нарушениям или ненарушениям этого согласия, становятся какие-то самоназначенные люди.
В СМИ
26 ОКТЯБРЯ 2018
Lenta.ru: Телеведущий Дмитрий Киселев попросил академиков Российской академии образования (РАО) определить границы свободы слова и самовыражения.
В блогах
26 ОКТЯБРЯ 2018
Андрей Черных: Зашёл на заседание РАО... в президиуме сидят... Дмитрий Киселев и генерал Андрей Картаполов, который... засветился в истории с малазийским боингом. Такие академики, такое образование.
Соцсеть «Вконтакте» – ловушка для «экстремистов»
15 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сегодня, 15.08.18, в Индустриальном райсуде Барнаула будет рассматриваться уголовное дело 23-летней Марии Мотузной, обвиняемой в оскорблении чувств верующих. Обвинения предъявлены из-за ее «заброшенного» аккаунта в соцсети «Вконтакте», в котором сохранились «экстремистские», по мнению силовиков и их экспертов, изображения. Как сообщает «Тайга.инфо», к делу подшиты демотиваторы, на которых, по мнению правоохранительных органов, изображения, напоминающие патриарха Кирилла, Иисуса Христа и священнослужителей. На одной фотографии был изображен крестный ход: казаки с хоругвями и иконой бредут по разбитой грязной дороге с лужами. Снимок сопровождался надписью: «Две главные беды России».
Прямая речь
15 АВГУСТА 2018
Григорий Дурново: На самом деле никакой новой волны «преследований за репосты» нет. Статистика растёт, но достаточно равномерно... Просто появилось несколько дел, к которым было приковано общественное внимание.