Что делать?
17 июня 2019 г.
Чем окончится русский «праздник санкций»
7 НОЯБРЯ 2018, АЛЕКСАНДР ЦИПКО

ТАСС

Я, честно говоря, не понимаю, за что уволили саратовского министра занятости Наталью Соколову. Не она решила, что в прожиточном минимуме пенсионера не должно быть денег на мясо, что, если русский человек будет есть только макароны и перловку, то он будет и стройнее, и духом крепче. Разве можно обвинять человека в том, что она как практик, как человек, далекий от политики, показала на цифрах, на пальцах, как можно реализовать в жизни философию «крымнашевской» России. Философию, согласно которой русский человек только тогда будет русским патриотом, когда он будет «жить при минимуме материальных благ» и как православный человек будет вести аскетический, «монастырский» образ жизни. Ведь провидец Владимир Якунин еще до появления «крымнашевской» России, еще в нулевые, в проклятые, как сейчас принято говорить, «тучные годы», привлек десятки, а может быть сотни «обществоведов-патриотов» к пропаганде «жизни без мяса» с «затянутым поясом». Правда, это не мешало ему баловать себя «буржуазным образом жизни» на собственной вилле в тысячу квадратных метров и помогать сыну создавать многомиллионное состояние, необходимое для приобретение права на жительство в Лондоне. И в этом, кстати, тоже нет ничего нового. Все дореволюционные проповедники особого русского коллективистского образа жизни при минимуме материальных благ, от Герцена до Тютчева, никогда не отказывались от своего барского образа жизни и предпочитали «краю родному долготерпения» или Лондон, как Герцен, или, как Тютчев, мюнхенское посольство. Я считаю расправу с министром Натальей Соколовой несправедливой, ибо до сих пор все другие – и чиновники, и деятели культуры – за пропаганду голодной русской жизни без мяса всячески поощрялись властью и даже становились «общественными деятелями». Вы помните, после чего простая сотрудница МИДа Мария Захарова превратилась в «голос» этой всемогущей организации? После того, как она на шоу Владимира Соловьева в полемике с такими «холуями Запада», как я, заявила, что «тучные нулевые» развратили русский народ, что мы будем русскими, если мы будем в состоянии пройти через испытания, подобные испытаниям блокадного Ленинграда. И, как я хорошо помню, тогда же стоящий справа от Марии Захаровой, на главной «патриотической позиции» Карен Шахназаров выразил как художник ее мысль более образно. Было это, если мне память не изменяет, еще в далеком 2015 году. Шахназаров сказал, что беды русского человека в том, что он в нулевые привык, чтобы ему подносили чай не просто на блюдечке с каемочкой, но и обязательно с медом. 

Я понимаю, что ни Мария Захарова, ни Карен Шахназаров, в силу того, что всегда жили в достатке, не отдают себе отчет в том, что несет для человека жизнь при минимуме материальных благ, что несет в себе голодное детство, когда макуха к чаю – это праздник, когда мать не знает, чем накормить тебя перед школой, и в состоянии дать тебе только 30 копеек на гречневую кашу в обед. Но я считаю аморальными и постыдными обвинения русского народа в том, что он «зажрался» в нулевые. Не могли все эти патриоты и «общественные деятели», все эти проповедники русской жизни без мяса не знать, что около 20 миллионов русских жили и живут по сегодняшний день ниже черты бедности, что и в нулевые, а тем более сейчас 80% населения не имеет никаких накоплений, живет от зарплаты до зарплаты, от пенсии к пенсии, а потому не может купить себе дорогостоящие, нужные лекарства, и вообще, как многие мужчины, предпочитает и в старости не обращаться к врачу, а потому умирает, не дождавшись пенсии. Не могут эти патриоты не видеть, что есть что-то неприличное в восторгах депутатов Думы по поводу того, что им удалось поднять минимальную заработную плату на 1% – на 115 рублей, которых хватит в лучшем случае на 100 граммов сыра, когда инфляция в следующем году планируется 4%.

Лично я во всей этой пропаганде русской жертвенности, в призывах с достоинством и с радостью встретить тяготы жизни при санкциях «на полную катушку» вижу какое-то поразительное равнодушие нынешней властной элиты к простому народу, к тем 80% населения, которые еле сводят концы с концами и с завистью смотрят в «Пятерочке» на тех, кто позволяет себе купить продуктов более чем на тысячу рублей. Но если нет у нашей нынешней элиты, у всех наших «общественных деятелей» желания как-то облегчить, облагородить жизнь миллионного большинства, то нет на самом деле и русской нации как чего-то целого. И какой смысл в этом «великодержавии», в этом чувстве «имперскости», если на самом деле как не было русской нации, так нет ее и сейчас. 

И уж совсем аморально хлопать в ладоши по поводу грядущего ужесточения санкций, как это делает Карен Шахназаров. Я имею в виду одно из последних интервью Карена Шахназарова как «общественного деятеля», где он настаивает, что ужесточение санкций – это спасение для России и русского духа, что не будь этих санкций, мы бы стали «колонией Запада», а благодаря им мы, напротив, «остаемся империей». Я лично рад, что у Карена Шахназарова сложилась жизнь, что он сделал блестящую карьеру. Но я не понимаю, как можно, пользуясь благами «империалистической Америки», благами работы в США, снимая там фильмы, выезжая туда на лечение, радоваться тому, что другие миллионы простых русских людей из-за санкций потеряют все блага современной цивилизации. Все эти разговоры о том, что чем сильнее вокруг нас кольцо врагов, тем больше в нашей душе будет имперскости и суверенитета – полный бред. Ведь чем сильнее санкции, тем меньше у России будет доступа к новым западным технологиям, тем явственнее просматривается наша судьба как сырьевого придатка Запада. А что будет с нами, если против нас введут санкции, подобные тем, что США ввели против Ирана, то есть если странам Европы запретят покупать у нас нефть и газ? Ведь и такое возможно. Вот тогда уже будет подлинная, настоящая русская «империя». 

Если Россия, как признался недавно Дмитрий Медведев, сегодня от санкций теряет 100 миллиардов долларов (на самом деле, как считают эксперты, 150 – 200 миллиардов), и соответственно, вместо них мы вынуждены пополнять бюджет из средств населения за счет увеличения налогов, то значит, когда мы, как мечтает Карен Шахназаров, обретем подлинную имперскость вслед за новыми санкциями, нам придется, соответственно, придумывать и новые способы пополнения бюджета за счет простых граждан. Скажу сразу: у меня складывается ощущение, что эта политика пополнения бюджета за счет новых налогов крайне опасна. Она может принести политической стабильности еще больший вред, чем объявленная пенсионная реформа.

И встает вопрос: что заставляет таких «общественных деятелей», как Карен Шахназаров и ему подобные, игнорировать очевидное, а именно то, что санкции медленно, но верно подрывают нашу экономику, усиливают и без того серьезное отставание России от Запада в области технологии, конкурентоспособности, производства. Сегодня из-за санкций сокращается внедрение инноваций, новых западных технологий в производство. По этому показателю мы опустились уже на 46 место в мире. И, соответственно, это ведет к снижению конкурентоспособности производства, к снижению производительности труда. До санкций в 2007 году у нас производительность труда выросла на 7%, а в 2017 упала на 0,3%. Снижение конкурентоспособности производства ведет к снижению рентабельности и, соответственно, к снижению реальной заработной платы. И самое опасное – соответственно не только сохраняется, но и увеличивается социальное неравенство. По критерию сохранения социального неравенства мы находимся на 50 месте в мире из 157 мест (все это – данные РБК). 

Правда в нынешней «крымнашевской» России состоит в том, что сегодня нельзя быть лояльным власти, сохранить свои должности, привилегии, свое имя «общественного деятеля», не связывая себя с ложью, не игнорируя истину, очевидные и бесспорные факты и, самое главное, не игнорируя интересы простых людей, право соотечественников на достойную, полноценную, благополучную жизнь. И самое главное. Ведь никто из этих нынешних патриотов, пропагандистов «жизни без мяса» не спросил этот народ: готов он или нет идти на утрату тех благ, которые ему дали нулевые, во имя «привилегий» русского суверенитета.

Лояльность власти сегодня предполагает объятия с ложью, пропаганду лжи и абсолютное равнодушие к миллионам соотечественников, которые всю свою жизнь, от рождения до смерти, еле сводят концы с концами. Не было бы этого откровенного, циничного равнодушия к испытаниям бедностью своих соотечественников, которые платят своим скромным достатком за геополитические эксперименты своих правителей, не утверждал бы Карен Шахназаров, что чем больше и дольше будут санкции, тем мы будем ближе к величию российской империи.

У славянофилов, прославляющих русскую нищету и русское рабство, был хотя бы комплекс вины перед этим простым народом. У какой-то части советской элиты, выходцев из народа, все же была вера, что они мучают и даже убивают свой народ во имя счастливого коммунистического будущего. А сегодня у тех, кто объявляет о проекте болезненной для народа пенсионной реформы в день открытия Чемпионата мира по футболу, кто убеждает народ, как Дмитрий Песков, что доллар и западные блага жизни ему не нужны, что ему достаточно веры в то, что «правда всегда за Россией», и кто, как Карен Шахназаров, утверждает, что чем больше он будет страдать от санкций, тем больше у него в душе будет градус русскости, нет на самом деле в душе ничего, кроме абсолютного отчуждения от народа, которым они управляют, абсолютного равнодушия к трудностям жизни, которые преодолевают миллионы простых людей. У этих людей нет ощущения стыда от того, что они сами пользуются всеми благами Запада и в то же время превратили миллионы людей в жертву своих неуемных имперских амбиций. 

Более того. Убежден, что у многих, кто сегодня призывает народ к испытаниям блокадного Ленинграда, нет в душе на самом деле какого-либо патриотизма. Не может любить Россию человек, который не уважает русский народ и который абсолютно равнодушен к его бедам, заботам, к тем испытаниям, которые ему несет нынешняя внешняя политика России. Ведь на самом деле все эти имперские амбиции не от патриотизма, а от эгоизма, от болезненного самолюбия, от желания выглядеть великим историческим деятелем в собственных глазах. Поразительно, но и у Хрущева, и у Брежнева, и у Горбачева не было никаких имперских амбиций. Не было этих имперских амбиций у Ельцина как представителя советской номенклатуры. А у тех, кто пришел им на смену, почему-то появилась болезненная страсть удивить весь мир своей жесткостью, своей «привилегией» поступать так, как хочется. 

Все эти восторги «крымнашевских» общественных деятелей по поводу санкций, которые якобы возрождают русскую имперскость, – откровенная и циничная игра временщиков. Расчет простой: пока Путин будет жить, он власть никому не отдаст и, соответственно, никогда не поступится тем, что он считает своими победами во внешней политике. И поэтому, если мы хотим остаться у власти, остаться «общественными деятелями», мы вынуждены проповедовать и защищать откровенный абсурд, вынуждены убеждать простой народ, что чем больше он будет страдать от санкций, тем на самом деле он станет счастливее как гражданин великой русской империи. 

И самое важное. Это откровенное пренебрежение нынешней политической элиты к тому, как живет простой человек, что его волнует, это восприятие народа как «недолюдей», не способных осознать свои собственные интересы, отличить добро от зла, истину от лжи, проявляется у нее, у этой элиты, и в утрате инстинкта самосохранения. О чем говорит духовный опыт посткоммунистической России? Когда элита, как было в 1990-е, забыла о национальном достоинстве, о национальной гордости, снизу возник запрос на ценности государственности, на то, как говорил Путин, чтобы «поднять Россию с колен». Но тут важно не терять голову и помнить об опыте СССР. Постоянный акцент в идеологии на ценностях великодержавия при вечном советском дефиците привел в конце концов к полной деидеологизации населения, к появлению у населения желания все бросить к черту, и даже результаты победы 9 мая, лишь бы не было «пустых полок», лишь бы «не кормить Кавказ, украинцев, прибалтов». Но особенность нынешнего момента в истории посткоммунистической России как раз и состоит в том, что люди за несколько лет наелись полностью пропагандой великодержавия, устали от «правды» телеэкрана, от пропаганды войны и новых вооружений. И произошло то, что произошло в конце 1980-х: все внимание людей начинает концентрироваться на проблеме благосостояния, достатка, на том, чтобы обеспечить себе минимум человеческих благ. Люди начинают выходить из парадигмы осажденной крепости, они устали от всех этих разговоров о бесконечных врагах, которые якобы окружают нас со всех сторон. И самое опасное и для власти, и для нашей политической стабильности: особенность нынешнего момента состоит в том, что в сознание людей возвращается картина нашего вопиющего социального неравенства, и оно все более и более болезненно воспринимается людьми. Я всегда дистанцировался от катастрофизма Сергея Кургиняна. Но, на мой взгляд, есть правда в его последних интервью, где он обращает внимание власти на то, что многие из представителей «крымнашевской» России начинают смотреть на власть глазами «оранжистов», глазами тех, кто жаждет русской бархатной революции.  

Наша нынешняя политическая элита почему-то не учитывает, что народ может устать от их откровенного вранья, от всей этой разнузданной агрессии по отношению к Западу и тем самым утратить доверие не только к ним, но и к власти в целом. И этот перелом в отношении к «крымнашевской» пропаганде уже произошел. Теперь уже многие, далекие от политики люди, с кем мне приходилось общаться в последний месяц, убеждены, что «ораторы-путинисты», стоящие на прокремлевской стороне телешоу, «все куплены», «что им платят большие деньги за то, что хвалят власть». Надо уже учитывать, что откровенное пренебрежение достоинством народа, которое проявилось в том, как власть ему объявила о пенсионной реформе, сразу же оживило традиционное русское отчуждение простых людей от представителей власти. Теперь они, все эти «общественные деятели», стали чужими для народа, чужими потому, что они якобы получают большие деньги и «никогда не говорят правду». Нельзя сказать, что простые люди перестали смотреть наши политические шоу. Нет. Но, оказывается, смотрят они эти передачи уже другими глазами и с другими целями. Дословно воспроизвожу то, что сказал мне по этому поводу врач, который еще недавно, год назад, был ярым «крымнашевцем»: «Александр, к нашему телевидению и ко всему, что там говорят, надо относиться по-философски. Мне их вранье помогает оценить себя как личность, осознать, что у меня есть мозги, и я как свободный человек в состоянии отличить правду от лжи». Об этом же, но другим языком, сказал мне сосед по даче, фермер Евгений: «Их смотреть надо, но для того, чтобы знать, какая ложь исходит от власти и что можно от нее ждать, и какие новые налоги она придумает». Еще раз повторяю: наша нынешняя практика пополнять утраты бюджета, рожденные санкциями, за счет налогов может привести к очень плохим последствиям. Все чаще и чаще от таксистов-москвичей слышу: «Миллиардеры-олигархи платят налоги на Западе, а мы, нищие, должны спасать бюджет России». Русский человек быстро прощается с радостями праздника «русской весны» и начинает воспринимать и себя, и свою жизнь, и, самое главное, нынешнюю власть и ее представителей через призму противостояния бедных и богатых. И теперь, сколько бы Роман Балаян или Владимир Соловьев ни клялись в любви к России, они воспринимаются простыми людьми как представители власти, которые зарабатывают своими речами большие деньги. Люди выходят душой и умом из всего, что связано с геополитикой Путина, теряют интерес не только к тому, что происходит на Донбассе, в Сирии, но даже в Крыму. Люди за 4 года устали от идеологии и психологии «осажденной крепости», от навязанного им комплекса вечной жертвы. Надежд на государство у людей все меньше и меньше.

Ситуация на самом деле крайне опасная, и не только потому, что нынешняя политическая элита и «общественные деятели» «крымнашевской» России утратили чувство реальности, не отдают себе отчет о том, как живет русский народ и как он их воспринимает. Ситуация объективно тупиковая. Ни одна власть в России уже не откажется от «побед русской весны 2014 года», от Крыма – точно. Горбачеву было легче отказаться от руководящей роли КПСС, от скрепов советской системы, чем Путину и его преемникам – от Крыма, от города русской славы Севастополя. И, соответственно, никогда Запад не откажется от санкций, спровоцированных победами «вежливых людей». Но в то же время все говорит о том, и свидетельство тому резкое падение рейтингов Путина, что народ не будет долго мириться с негативными последствиями этих санкций, которые, судя по всему, всерьез и надолго. Сейчас становится видно, что не учитывал Путин, что рост благосостояния в нулевые, который давал ему хорошие, устойчивые рейтинги, куда больше работает на стабильность, чем по природе своей кратковременные вспышки «всенародной любви», рожденные «вежливыми людьми». 

Дмитрий Анатольевич Медведев говорит, что ничего страшного, что СССР прожил под санкциями много десятилетий. Но, на мой взгляд, нынешней власти, в отличие от КПСС, будет все труднее и труднее оправдать негативные последствия этих санкций всерьез и надолго. Нет уже противостояния социализма и капитализма, которое позволяло руководству СССР оправдывать извечный советский дефицит, того же мяса, продуктов питания, оправдывал неспособность власти что-то производить для самой жизни. Вместо советского равенства бедности пришло кричащее неравенство между теми, кто выбирает среди столиц Европы место учебы и проживания своих детей, и теми, кто не знает, где и за какие деньги можно пристроить свое чадо во время летних школьных каникул. И как в условиях подобного неравенства можно заставить людей стойко, безропотно переносить тяготы санкций не год, не два, а десятилетия, как это видится уважаемому Дмитрию Медведеву. Что может сейчас отвлечь народ от «правды холодильника», от правды новых налогов, роста цен на бензин и т.д.? Победы в новой войне, в которой будет участвовать Россия? Или возвращение в СССР, экспроприация собственности у олигархов, о чем все чаще и чаще говорит народ? И я думаю, что именно от того, что ситуация сейчас тупиковая, подсознание Путина все чаще и чаще выбрасывает наверх тему гибели человечества, все эти разговоры о рае, который ждет не дождется русского народа. Но ведь люди на выборах президента голосовали не за смерть, не за почетную смерть в раю, о которой им говорит Путин, а за жизнь. Даже патриот Карен Шахназаров голосовал за хорошую жизнь для себя и своих близких. 

Выход из нынешней тупиковой ситуации есть. И он сразу же станет виден, когда у нашей элиты, у всех наших многочисленных «общественных деятелей» проснется совесть и они осознают, что главной ценностью является не мнимая «великодержавность», а жизнь и будущность русского народа, который на самом деле не спешит в рай, который ему обещают, не спешит умирать и имеет право на такую же достойную жизнь, которую себе позволяют нынешние певцы неукротимой русской имперскости. Не надо обольщаться тем, что в России, в отличие от других стран, «есть предрасположенность отдать свою жизнь за Отечество». Повторяю, в конце концов надо спросить простой народ: а хочет ли он умирать во имя великодержавных амбиций нынешней власти?

Фото: Россия. Ленинградская область. Очередь в сельский продуктовый магазин, который находится в помещении библиотеки. Фото Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС.













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
На чем держится коррупционная вертикаль? Опыт Румынии
17 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Земле живут разные народы с разной культурой. У китайцев и корейцев в культуре конфуцианская традиция — ходить к начальству с подарком, чего не приемлют финны. И финны, и шведы странным образом считают, что раз чиновники — госслужащие, то должны служить своему народу, а не собирать с него дань. Идеалисты!
Можно ли победить воровство?
7 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Оговоримся сразу, нас не слишком будет интересовать криминальный промысел «классических» воров – домушников, карманников, грабителей магазинов и прочих, сделавших кражу чьего-либо имущества своей профессией. Маргинальная прослойка таких людей есть в любых обществах. И в любых странах – что бедных, что богатых – существует отчетливый общественный запрос, если не на полное искоренение, то всяко на минимализацию возможности профессиональных преступников завладеть деньгами и имуществом граждан или частных юридических лиц.
Sapiens. Краткая история человечества
2 ИЮНЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Юваль Ной Харар  Sapiens. Краткая история человечества  М.: Синдбад, 2019  Дайджест книги в форме последовательного цитирования наиболее значимых мест произведения. Ход человеческой истории определили три крупнейших революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила процесс. Научная революция – ей всего-то 500 лет – вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому.
Двойное бремя российской экономики
28 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Хотя российская экономика не приспособлена для динамичного развития при низких ценах на нефть, бремя социальных расходов, которое ей приходится нести, остается довольно тяжелым. Патерналистски настроенное общество хочет, чтобы государство заботилось о нем в любых условиях, и это желание вполне понятно. Такого рода патернализм имеет место и в самых развитых западных странах, где люди отнюдь не против того, чтобы получать «халяву». Однако мы не имеем сегодня тех возможностей для патернализма, которые существуют на богатом Западе. Поскольку наше общество дало властям карт-бланш на сохранение правил игры в экономике, при которых чиновничество активно собирает свою ренту с бизнеса, у государства в кризисной ситуации остается всё меньше ресурсов, чтобы быть заботливым патроном.
Из «слабовиков» в силовики
15 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Бандитский бизнес 1990-х гг. сформировал привлекательный образец для бизнеса, осуществляемого сегодня силовиками. А то, что делают силовики, сформировало, в свою очередь, образец для многих государственных чиновников, не принадлежащих к числу сотрудников госбезопасности, полицейских или прокуроров, но имеющих тем не менее неплохие возможности кормиться с бизнеса, попадающего от них в зависимость. Дело в том, что наехать на бизнес можно абсолютно цинично и беззастенчиво, угрожая оружием и расправой, а можно наехать, используя российское законодательство и российские правила игры. По закону чиновникам предоставляется много возможностей для контроля над бизнесом и для вынесения решений, ущемляющих бизнесменов.
Система Путина
13 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
В пирамиде Путина нет никакой системы сдержек и противовесов, кроме самого Путина. Ни парламент, ни суд, ни пресса не могут стать по-настоящему серьезным препятствием на пути тех влиятельных групп, которые стремятся любыми способами максимизировать свои доходы. Или, точнее, в обычной ситуации рыночная конкуренция эти доходы ограничивает. Но в том случае, когда влиятельным группам интересов удается встать над конкурентной борьбой, они могут грести деньги лопатой. Формально и для них существует закон, но есть и многочисленные способы этот закон обходить.
Бедность как стандарт. Об особенностях российской бедности
5 МАЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Несмотря на впечатляющий экономический рост, случившийся в России в начале этого столетия, проблема бедности в нашей стране так и не была решена. Если в 2000 году официальная статистика сообщала о том, что доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, то к 2007 году эта цифра снизилась более чем вдвое — до 18,8 млн, но с тех пор практически не изменяется, оставаясь близкой к 19 млн человек. Конечно, уровень прожиточного минимума вырос – в рублях с 1285 до 10328 в 2018 году, а в долларах по текущим курсам — с 46 до 160. Однако факт остается фактом: на фоне фактического удвоения ВВП бедность сократилась в два раза, но, с одной стороны, остается весьма значительной и, с другой стороны, давно не показывает положительной динамики.
Аморальность воровства в глазах российского общества: от Рюрика до Путина
30 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Воровство в обывательском понимании обычно ассоциировалось в основном с ворами — домушниками, карманниками. Но где-то с момента общественной активизации конца 80-х гг. прошлого века к воровству стали относить любые ненасильственные имущественные преступления с целью личного обогащения, например, разворовывание бюджетных средств. Этого значения слова мы и будем придерживаться, рассматривая морально-этические аспекты воровства в русской истории.
Политическая культура, менталитет — ключ к процветанию страны
30 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Существует около 25 стран, которые сумели модернизироваться, предоставив свободный доступ граждан к занятию бизнесом и освободив их от уплаты ренты, т.е. обеспечив тем самым им достойную жизнь. (Рента – это то, что власть имущие могут изъять под угрозой насилия при условии, что хозяйство данника не разорится, семья не вымрет и, возможно, даже останутся средства для развития хозяйства. Дань – ренту – власти изымают как через официальные завышенные налоги, так и через откаты и взятки.)
Куда нас толкают армейские порядки
25 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Вас никогда не поражала противоречивость некоторых наших привычных норм поведения? Если на улице близкая вам женщина попросит ударить встречного прохожего по голове ломом, вы исполните просьбу? Вряд ли. С чего бы это? Потому что без галстука? И вы хорошо знаете, что вам за убийство будет. А вот если ваш лейтенант, увидев в бинокль на другой стороне реки группу людей в форме неприятельской армии, прикажет вам их подстрелить? Вы, скорее всего, это сделаете. Это приказ, а за неисполнение приказа — расстрел на месте. Но ведь те люди ничего плохого ни вам, ни вашим друзьям не сделали, они просто одеты в другую форму, а злосчастные политики просто не сумели поделить какой-то там остров. И у этих кандидатов в покойники есть семьи, жены, дети, которые останутся без кормильцев!